Порядок обращения в ЕСПЧ с жалобами на нарушение условий содержания под стражей (ст. 3 Европейской Конвенции) может измениться

Практика Европейского Суда продолжает оказывать влияние на национальное законодательство Российской Федерации. Иногда это изменения положительные, иногда неоднозначные.
До настоящего момента, жалобы в Европейский Суд на условия содержания под стражей, были самым простым и эффективным для заключенного способом поправить своё материальное положение.
Учитывая наличие Пилотного постановления ЕСПЧ по жалобам № 42525/07 и 60800/08 «Ананьев и другие против России» от 10 января 2012 г., уже сам факт того, что на одного заключенного приходиться менее 4 м.кв. площади камеры, давал возможность напрямую обратиться в Евросуд и получить до 20 000 — 70 000 евро (в среднем 12 800 евро, при мировом урегулировании 6 500 евро) компенсации.
Россия пыталась с 2012 года принимать меры к исправлению условий содержания осужденных. Даже был утвержден План действий по исполнению «пилотного» постановления Европейского Суда по правам человека по жалобам № 42525/07 и 60800/08 «Ананьев и другие против России». Однако, План был провален.
Оказалось, как и в случае с делом № 33509/04 «Бурдов против России» от 15.01.2009 г., властям Российской Федерации, проще и дешевле предусмотреть механизмы компенсации, чем принять меры к исправлению нарушения. Таким образом, будет принят ряд мер к затруднению обращения в ЕСПЧ, предусматривающий в итоге возможность выплаты заключенным за нарушение условий содержания порядка 231 тысяч рублей (3 000 евро).

Читать статью:
У осужденных обратившихся в ЕСПЧ по нарушению условий содержания осталось менее двух месяцев, чтобы получить денежную компенсацию

Скачать примерный образец иска


Позиция Властей:
В настоящее время на рассмотрении Европейского Суда находится е около 750 дел в отношении Российской Федерации по жалобам на необеспечение надлежащих условий содержания в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, исправительных учреждениях, а также условий конвоирования, в которых установлены соответствующие нарушения, 450 из которых пока не коммуницированы.
Во исполнение вынесенных Европейским Судом по данным делам постановлений и решений российскими властями выплачено около 3,4 млн. евро в счет компенсации заявителям причиненного вреда, а также судебных расходов и издержек. В том числе выплачено: по постановлениям Европейского Суда — 181 заявителю около 2,3 млн. евро; по решениям Европейского Суда (в том числе в рамках исполнения «пилотного» постановления по жалобе «Ананьев и другие против России») — 172 заявителям около 1,1 млн. евро.
С учетом изложенного в некоторых делах Европейский Суд присуждал заявителям по 2 — 3 тыс. евро, а в других делах сумма компенсации составила (в зависимости от обстоятельств дела) порядка 20 — 70 тыс. евро (постановления по делам № 23880/05 «Салихов против России», № 6847/02 «Худоеров против России», № 78146/01 «Власов против России», № 36941/02 «Губкин против России», № 9807/02 «Овчинников против России», № 14146/02 «Артемов против России», № 7782/04 «Ковалева против России», № 1439/06 «А.Б. против России», № 4532/04 «Ромохов против России», № 33099/08 «Кожокарь против России» и др.).
Присуждаемые в конкретных делах суммы определяются Европейским Судом с учетом длительности содержания заявителей под стражей и в местах отбытия наказаний или их транспортировки (если соответствующие условия не отвечали международным стандартам), а также оценки этих условий и того, какой вред они причинили пострадавшим лицам.
Анализ показал, что суммы, присужденные постановлениями Европейского Суда, значительно превышают суммы компенсации, присужденные решениями, которые были приняты Европейским Судом по итогам рассмотрения односторонних деклараций российских властей (направленных в рамках исполнения «пилотного» постановления «Ананьев
и другие против России») о готовности добровольно выплатить заявителям сумму компенсации причиненного вреда при условии исключения соответствующих жалоб из списка подлежащих рассмотрению дел (в среднем 12,8 тыс. евро против 6,5 тыс. евро соответственно).
Таким образом, ЕСПЧ уже в рамках исполнения «пилотного» постановления согласился с существенным снижением присуждаемых заявителям сумм компенсации в случаях, когда выплаты осуществляются российскими властями в добровольном порядке.
В связи с принятием Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и проведением необходимых реформ по совершенствованию судопроизводства, за последнее время существенно сократились сроки расследования и рассмотрения в судах уголовных дел. Соответственно, сократились и общие сроки содержания подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в следственных изоляторах.
Федеральным законом от 3 июля 2018 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации» предусмотрен зачет времени содержания под стражей в срок отбывания наказания в виде лишения свободы из расчета 1 день за 1,5 — 2 дня в зависимости от определенного приговором вида исправительного учреждения (воспитательная колония или исправительная колония общего режима, колония-поселение). По экспертным оценкам, нашедшим широкое освещение в средствах массовой информации, принятие данного Федерального закона приведет к значительному снижению числа лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в частности, ожидается освобождение около 100 тыс. человек. Таким образом, существенно уменьшится количество лиц, которые являются потенциальными истцами в национальные суды в связи с необеспечением надлежащих условий содержания, а также сократятся сроки их содержания в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Нельзя не учитывать и того, что российскими властями в последние годы предпринят ряд мер по улучшению условий содержания в учреждениях пенитенциарной системы и реализация этих мер продолжается в рамках федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 — 2026 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. № 420.
С учетом изложенного для создания в Российской Федерации эффективных (с учетом рекомендаций Европейского Суда) средств правовой защиты представляется оправданным использование суммы 3 тыс. евро на одного заявителя при расчете компенсаций, необходимых для выплаты по решениям национальных судов.
Данные о количестве жалоб на неправомерные действия (бездействие) администраций следственных изоляторов и исправительных учреждений, связанных с ненадлежащими условиями содержания лиц, находящихся под стражей, и лиц, осужденных к лишению свободы, а также информация о рассмотрении дел по искам о возмещении ущерба и компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания приведены в статистической отчетности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Так, в 2015 году на рассмотрении в российских судах находилось 5 805 дел по искам лиц, содержащихся (содержавшихся) под стражей, осужденных к лишению свободы о возмещении ущерба и компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания под стражей (в исправительных учреждениях). В 2016 и 2017 годах количество дел снизилось до 5 620 и 4 653 соответственно.
Кроме того, как отмечено выше, в настоящее время на рассмотрении Европейского Суда находится около 450 не коммуницированных дел рассматриваемой категории, которые в случае создания эффективных национальных средств правовой защиты могут быть возвращены на национальный уровень и стать предметом рассмотрения российских судов.
Таким образом, ежегодный объем средств, выделяемых из федерального бюджета и необходимых на реализацию законопроекта, будет составлять:
3 000 евро х 5500 дел = 16 500 тысяч евро или 1 270, 5 млн. рублей.
где:
3 000 евро (по курсу 77 рублей за 1 евро) — средний размер компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительных учреждениях, предложенный российскими властями и согласованный с Европейским Судом;
5 500 дел — количество возможных заявлений о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительных учреждениях.
Также на исполнение исполнительных листов о взыскании судебных расходов потребуется 18 909 000 рублей (5 500 дел × 3 438 рублей (среднее значение выплат по исполнительному листу о взыскании судебных расходов).
В федеральном бюджете на 2018 — 2020 годы на исполнение судебных актов к казне Российской Федерации предусмотрено 5 млрд. рублей ежегодно.
Законопроектом предполагается, что соответствующие требования будут рассматриваться в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ввиду того, что первоочередной задачей суда является установление, имело ли место нарушение условий содержания под стражей в исправительных учреждениях.
Статья 3 законопроекта устанавливает, что суды при рассмотрении административного искового заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) федерального органа исполнительной власти, учреждения, их должностных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возложены обязанности по обеспечению надлежащих условий содержания под стражей, в исправительных учреждениях, принимают во внимание фактические обстоятельства допущенных нарушений, их продолжительность и последствия.
Также законопроект не предусматривает чрезмерного бремени доказывания, налагаемого на заявителя в рамках рассмотрения дела о взыскании компенсации. Обязанность опровержения доводов заявителя по существу возлагается на российские компетентные органы. Кроме того, выплата компенсации производится вне зависимости от вины федерального органа исполнительной власти, учреждения, их должностных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возложены обязанности по обеспечению надлежащих условий содержания под стражей, в исправительных учреждениях.
Текст проекта Федерального закона:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части совершенствования компенсаторного
судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных
с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей
и в исправительных учреждениях

 

Статья 1
Внести в Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ
«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 29, ст. 2759; 1998, № 30, ст. 3613; 2003, № 50, ст. 4847; 2004, № 27, ст. 2711; 2007, № 30, ст. 3808; № 31, ст. 4011; 2009, № 39, ст. 4538; 2010, № 27, ст. 3416; 2011, № 1, ст. 46; № 17, ст. 2319; № 49, ст. 7056; 2013, № 44, ст. 5633; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 7000; 2014, № 26, ст. 3399; 2016, № 27, ст. 4232; 2018, № 30, ст. 4538) следующие изменения:
1) статью 17 дополнить частью четвертой следующего содержания:
«Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей, имеют право на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.»;
2) дополнить статьей 171 следующего содержания:
«Статья 171. Право на компенсацию за нарушение условий содержания под стражей
Подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания подозреваемого, обвиняемого под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания подозреваемого, обвиняемого под стражей не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания подозреваемого, обвиняемого под стражей лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания под стражей.».
Статья 2
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 2, ст. 198; 2001, № 11, ст. 1002; 2003, № 50, ст. 4847; 2006, № 15, ст. 1575; 2009, № 29, ст. 3628; № 52, ст. 6453; 2010, № 27, ст. 3416; 2011, № 50, ст. 7362; 2012, № 53, ст. 7629; 2013, № 44, ст. 5633; 2015, № 17, ст. 2478) дополнить статьей 121 следующего содержания:
«Статья 121. Право на компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении
1. Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
2. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушения условий содержания в исправительном учреждении.».
Статья 3
Внести в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 10, ст. 1391; № 15, ст. 2065; 2016, № 7, ст. 906; № 15, ст. 2065; № 26, ст. 3889; № 27, ст. 4156, 4236; 2017, № 18, ст. 2664; № 50, ст. 7551; 2018, № 53, ст. 8488) следующие изменения:
1) часть 2 статьи 1 дополнить пунктом 21 следующего содержания:
«21) о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении;»;
2) часть 1 статьи 124 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6) о присуждении компенсации, возмещении вреда за нарушение административным ответчиком прав в сфере административных и иных публичных правоотношений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.»;
3) пункт 2 части 6 статьи 180 после слов «на удовлетворение гражданского иска» дополнить словами «(в том числе требования о возмещении вреда, причиненного оспоренными решением, действием (бездействием)»;
4) дополнить статьей 2271 следующего содержания:
«Статья 2271. Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении
1. Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей или в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей или в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
2. Административное исковое заявление, поданное в соответствии с частью 1 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные статьей 220 настоящего Кодекса, требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также реквизиты банковского счета лица, подающего заявление, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
3. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
4. При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
5. При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия, в том числе в виде имущественного вреда и (или) вреда здоровью административного истца.
6. Если в административном исковом заявлении содержатся требования о возмещении вреда, причиненного нарушением условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении имуществу и (или) здоровью административного истца, суд рассматривает эти требования и принимает решение об их удовлетворении или об отказе в их удовлетворении.
7. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении должно отвечать требованиям, предусмотренным статьей 227 настоящего Кодекса, а также дополнительно содержать:
1) в мотивировочной части:
а) сведения об условиях содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, о характере и продолжительности нарушения, об обстоятельствах, при которых нарушение допущено, и о его последствиях;
б) обоснование размера компенсации и наименование органа (учреждения), допустившего нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении;
в) мотивы, по которым присуждается компенсация или по которым отказано в ее присуждении;
2) в резолютивной части:
а) в случае отказа в присуждении компенсации — указание на это;
б) в случае присуждения компенсации — указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации.
8. Копии решения суда в трехдневный срок со дня принятия решения в окончательной форме направляются административному истцу, административному ответчику, в орган, на который в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации, а также иным заинтересованным лицам.
9. Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.»;
5) часть 31 статьи 353 после слов «или права на исполнение судебного акта в разумный срок» дополнить словами «, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении».
Статья 4
Финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Статья 5
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года, но не ранее 30 дней после дня его официального опубликования.
2. Решение суда об удовлетворении административного искового заявления в части присуждения компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении исполняется в 90-дневный срок со дня его поступления на исполнение в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
3. В течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лица, подавшие в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела, могут обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
Комментарии экспертов:
Этот закон позволит в разы уменьшить количество жалоб в ЕСПЧ на бесчеловечные или унижающие достоинство условия содержания под стражей, считает советник Федеральной палаты адвокатов РФ Евгений Рубинштейн. Однако реальные преобразования, которые позволят устранить сами условия нарушения права на достойное отношение к заключенным, потребуют десятилетия.
При этом никаких реальных нововведений относительно процесса доказывания на самом деле не предусматривается, подчеркивает Рубинштейн. Добиться компенсации будет достаточно проблематично, так как отсутствуют надлежащие процедурные и фактические условия фиксации нарушения условий содержания, а доступ представителя заключенного для оказания юридической помощи зачастую невозможен. Все это не позволяет гарантировать успешное обращение в суд.
«Помимо этого, следует понимать, что пенитенциарное учреждение имеет полный и неконтролируемый набор инструментов для опровержения тезиса заявителя о нарушении условий содержания. Например, если заявитель обратится в суд с указанием на то, что в камере, рассчитанной на 6 человек, в определенный день содержалось 12 человек, то опровергнуть этот тезис не составит особого труда. Тогда как проверить достоверность представленной учреждением информации у заявителя не будет никакой возможности», – пояснил адвокат.
Ничего не изменит законопроект и в деле доказывания пыток, что в современных условиях крайне затруднено, рассказал он.
По его словам, суммы компенсации, хоть и будут зависеть от характера нарушения и его последствий, будут незначительными. Впоследствии судебная практика их, скорее всего, скорректирует, как было с суммами компенсации морального вреда.
Существующая проблема пыток должна решаться комплексно, подчеркивает адвокат. Прежде всего необходимо создавать эффективные механизмы их фиксации и расследования. При этом ключевым моментом является беспрепятственный доступ адвоката к своему подзащитному и обязательное освидетельствование заключенного независимым специалистом-медиком. Помимо этого, требуется внедрение стандартов ЕСПЧ в правоприменительную практику следственных органов, обязывающих их проводить незамедлительное и тщательное расследование любых сообщений о пытках с активным привлечением всех заинтересованных лиц.
«Конечно, подача таких исков не сможет обрадовать руководство пенитенциарных учреждений. Имеющиеся в штате оперативные работники будут подключены к «решению проблем заключенного». Уверен, что общество еще узнает о различных «соглашениях» между администрацией и заключенными по поводу направленных последними в суд исков. К сожалению, в основе таких «договоренностей» также могут лежать пытки», – заключил Рубинштейн.
К сожалению, одним из ключевых мотивов разработки законопроекта является желание уменьшить расходы бюджета на выплату компенсаций, а не сама по себе необходимость обеспечения нормальных условий содержания лиц в изоляции от общества, отмечает советник юридической фирмы «ЮСТ» Игорь Пастухов.
«Анализ судебных актов о выплатах компенсаций за причинение вреда здоровью (например, пытки в органах полиции) свидетельствует, что присуждаемые судами суммы значительно меньше тех, которые государство согласно выплачивать жертвам катастроф и несчастных случаев, а не произвола чиновников. При том, что ценность здоровья российских граждан не должна отличаться в зависимости от обстоятельств причинения вреда их здоровью», – подчеркивает адвокат.
Кроме того, любое возмущение условиями содержания, а уж тем более обращение в суд в наших реалиях не сможет не осложнить положение лица, находящегося в изоляции от общества. К сожалению, законопроект не предлагает никаких гарантий защиты их прав.
Главный вопрос в том, как обеспечить нормальные условия содержания заключенных, гарантировать им отсутствие незаконного насилия со стороны администрации, говорит Пастухов. Например, делу помогла бы обязанность всех сотрудников применять видеорегистраторы, причем в случае поступления жалобы заключенного отсутствие записей влекло бы в обязательном порядке признание ее обоснованной.
Отношение ЕСПЧ к новому средству правовой защиты:
Какой либо официальной позиции ЕСПЧ, комментариев судей, пока не имеется, также нет решений, которые учитывают позицию властей России относительно компенсации за нарушение условий содержания под стражей. Вместе с тем выявлена некоторая выжидательная позиция: дела по ст. 3 Конвенции готовые к коммуникации начинают накапливаться, т.е. сейчас ЕСПЧ не спешит с их рассмотрением, хотя раньше рассматривал их списочно и довольно быстро. Свидетельствует ли это о том, что ЕСПЧ принял посыл властей России и хочет дать им шанс, самим разобраться и выплатить компенсации, покажет время. Вместе с тем не стоит забывать, что новый законопроект предусматривает что в течении 6 мес. с 01 января 2020 года (т.е. до 01.06.2020 года) заключенные ранее обратившиеся с жалобой в ЕСПЧ, могут обратиться в российский суд, в порядке КАС РФ, за компенсаций.
Дальнейшие перспективы для лиц, содержащихся в ненадлежащих условиях:
Вышеуказанные изменения в законодательстве, в целом, как итог, не лишают заключенного возможности, после получения или попытки получения компенсации в рамках национального судопроизводства, обратиться в Европейский Суд. Обратиться можно будет, если компенсация будет несопоставимо мала, относительно допущенных нарушений или если нарушения не будут устранены, и лицо будет продолжать содержаться в унижающих человеческое достоинство условиях. Вместе с тем, вероятно, прямое обращение в ЕСПЧ без прохождения российских судебных инстанции (исчерпание национальных средств правовой защиты в порядке КАС РФ, обычно предусматривает прохождения 4 инстанций, включая Верховный Суд РФ), после введения закона в действие будет невозможным. Вероятно, в сложившейся ситуации, заключенным содержащимся в ненадлежащих условиях, можно рекомендовать реализовывать своё право на обращение в ЕСПЧ незамедлительно (за содействием можно обратиться https://european-court-help.ru/contacts/#yakor_1).
Адвокатам, работающим с ЕСПЧ по ст. 3 Конвенции можно рекомендовать внимательно отслеживать практику ЕСПЧ на предмет вынесения и содержания постановлений ЕСПЧ по нарушениям ст. 3 Конвенции, в части условий содержания.

Читать статью:
У осужденных обратившихся в ЕСПЧ по нарушению условий содержания осталось менее двух месяцев, чтобы получить денежную компенсацию

Скачать примерный образец иска


2 Ответа

  1. Обратная связь: Изменения в порядке кассационного обжалования могут привести к тому, что ЕСПЧ признает одну из кассаций эффективным средством правовой за

  2. Обратная связь: Последствия СРКО КАС | Помощь для желающих обратиться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге

Оставьте комментарий

Нажмите, чтобы позвонить