echr@cpk42.com
+7 495 123 3447

Статья 5. Право на свободу и личную неприкосновенность.

Положения Статьи 5 закрепляют право каждого человека на личную свободу и неприкосновенность. Одновременно устанавливаются основания и условия правомерного лишения свободы.
Ключевые сферы применения нормы – задержание и помещение под стражу в рамках уголовных дел и в административном порядке, включая процедуры, установленные миграционным правом.

 

Структура и содержание Статьи 5

 

Статья состоит из 5 частей (пунктов):
  1. Часть 1, гарантируя право на свободу и неприкосновенность, запрещает лишать свободы, если для этого нет законных оснований и (или) не соблюдается законный порядок. Исчерпывающий перечень оснований приводится здесь же – в п.п. a-f части 1. Порядок должен соответствовать частям 2-4 Статьи 5 и требованиям национального законодательства.
  2. Часть 2 обязывает незамедлительно информировать человека о причинах лишения его свободы и выдвинутом при этом обвинении.
  3. Часть 3 обязывает незамедлительно обеспечить судебное разбирательство и принятие судом в разумный срок решения в случае лишения свободы человека, подозреваемого в правонарушении, в намерении его совершить или скрыться после его совершения
  4. Часть 4 обязывает безотлагательно рассматривать в судебном порядке вопрос о правомерности лишения свободы, а в случае установления неправомерности – об освобождении.
  5. Часть 5 закрепляет право на получение компенсации каждым, кто был неправомерно лишен свободы.

 

Таким образом, Статья 5 гарантирует следующие права человека:
  • Право на свободу и личную неприкосновенность
  • Право незамедлительно и в понятной форме получить сведения о причинах и основаниях лишения свободы
  • Право незамедлительно представить перед судом для проверки обоснованности и законности лишения свободы
  • Право на быстрое (в разумный срок) судебное разбирательство на предмет обоснованности и законности лишения свободы
  • Право на незамедлительное освобождение в случае необоснованного и незаконного лишения свободы
  • Право на получение компенсации в случае незаконного и необоснованного лишения свободы

 

Четыре ключевых принципа:
  1. Запрещается лишать человека свободы и посягать на его личную неприкосновенность.
  2. Лишение свободы допустимо только как крайняя мера и только в случаях и порядке, предусмотренных Статьей 5 и национальным законом.
  3. Если лишение свободы допустимо, его можно счесть правомерным только при условии соблюдения всех процессуальных требований и условий, установленных Статьей 5 и национальным законом.
  4. Если нормы национального законодательства не соответствуют положениям Статьи 5, применяется Конвенция.

 

Понятие «лишение свободы»

 

Понятие «лишение свободы» трактуется ЕСПЧ предельно широко. Оно охватывает все возможные меры пресечения и принуждения, используемые государством в отношении личной свободы человека, которые:
  • влекут изоляцию от общества;
  • ограничивают в свободе передвижения, общении и выполнении профессиональных или трудовых функций.

 

В частности, к лишению свободы относятся:
  • задержание и принудительное доставление (привод) в суд, к должностным лицам и органы власти;
  • задержание за административное правонарушение и административный арест как наказание за совершение административного правонарушения;
  • задержание подозреваемого в совершении преступления;
  • досудебный арест подозреваемого или обвиняемого по уголовным делам;
  • задержание и (или) арест лиц, подлежащих экстрадиции, в рамках международной уголовно-правовой помощи;
  • задержание, помещение под стражу или в специальные условия лиц, нарушивших миграционное законодательство и подлежащих депортации;
  • помещение в специальные условия (среду) для воспитательных целей (контроля и надзора);
  • помещение в специальные условия лиц, ведущих антисоциальный образ жизни, представляющих опасность для себя и (или) общества;
  • применение уголовного наказания, связанного с изоляцией от общества (лишение свободы, арест и пр.)

 

Перечень не является исчерпывающим. Здесь приведены наиболее часто встречавшиеся в практике ЕСПЧ случаи лишения свободы, которые признавались таковыми. Кроме того, при рассмотрении конкретной жалобы ЕСПЧ не связан понятиями, определениями и трактовками, которые применяются к «лишению свободы» в стране-ответчике, и вправе исходить из своих собственных оценок.

 

Для оценки того, было или нет лишение свободы, во внимание берутся следующие обстоятельства:
  • в чем именно выражалось лишение свободы;
  • условия (среда) лишения свободы;
  • продолжительность лишения свободы;
  • последствия лишения свободы.
На позицию ЕСПЧ могут влиять и другие фактические и юридические обстоятельства дела.

 

Правомерное и неправомерное лишение свободы

 

Для оценки правомерности лишения свободы следует дать ответы на следующие вопросы:
  1. Было ли применено основание, указанное в части 1 Статьи 5?
  2. Предусмотрено ли примененное основание национальным законом?
  3. Соблюдены ли порядок и требования частей 2-4 Статьи 5 Конвенции?
  4. Соблюдены порядок и требования, установленные национальным законодательством, применительно к конкретному случаю лишения свободы?

 

Если хотя бы на один вопрос дается ответ «нет», лишение свободы – неправомерно. Неправомерность действий по лишению свободы оценивается по фактическим обстоятельствам задержания или помещения под стражу, а не по процессуальному оформлению. Формально все может выглядеть законно и обоснованно, но фактически не быть таковым.

 

Исчерпывающий перечень оснований

 

Лишение свободы допустимо только в следующих случаях:
  1. Суд назначил такую меру наказания. Например, человека осудили и приговорили к лишению свободы. Или, как вариант, за административное правонарушение судом назначен арест.
  2. Лишение свободы – ответственность за неисполнение законного судебного решения (например, о явке в суд) или мера обеспечения законного обязательства (например, обязанности являться по вызову следователя).
  3. Человек задерживается (арестовывается):

 

    • чтобы он не скрылся от компетентных органов после совершения правонарушения;
    • чтобы он не совершил новое правонарушение;
    • чтобы надлежащий орган имел возможность принять в его отношении решение на предмет подозрения в правонарушении.
Для всех случаев обязательное условие правомерности лишения свободы – наличие весомых и подтвержденных оснований полагать, что, во-первых, человек совершил конкретное правонарушение и, во-вторых, могут наступить те последствия, для предотвращения которых он задержан (арестован).
  1. Задержание (арест) несовершеннолетнего на основании законного решения о помещении под воспитательный надзор (специальную среду) или для обеспечения доставки в компетентный орган (суд).
  1. Помещение под стражу лица, страдающего психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, а равно занимающегося бродяжничеством, в предусмотренных национальным законодательством случаях и порядке.
  1. Законное и обоснованное задержание (арест) с целью предотвращения роста инфекционных заболеваний.
  1. Лишение свободы для воспрепятствования незаконному въезду в страну или для обеспечения высылки/выдачи.
Применение иных оснований незаконно и недопустимо. И даже если национальный закон предусматривает такие основания, то они неправомерны с позиции Конвенции. Установленный перечень не может толковаться расширительно.

 

Обязательные процессуальные требования к задержанию или аресту 

 

Чтобы задержание или арест были правомерными, помимо наличия оснований, обязательно должны быть соблюдены:
  • процедуры, установленные национальным законодательством;
  • процессуальные права, установленные частями 2-4 Статьи 5 Конвенции.

 

Статья 5 обязывает:
  1. Незамедлительно, в понятной и доступной форме сообщить человеку причину (основание) лишения его свободы и обвинение. Для того чтобы форма была доступной и понятной достаточно, чтобы информация была представлена на понятном для задержанного языке. Соблюдение требования о незамедлительности сообщения оценивается исходя из фактических обстоятельств дела. Важна своевременность предоставления информации, чтобы у человека была возможность воспользоваться своими правами на защиту. Как правило, в национальном законодательстве достаточно четко излагаются порядок и сроки уведомления задержанных лиц. Но для ЕСПЧ важны не установленные сроки и их соблюдение, а то, что было в реальности и как это повлияло на соблюдение прав.
  2. Незамедлительно доставлять задержанных подозреваемых в суд для рассмотрения вопроса законности задержания, принятия решения о дальнейшем лишении свободы или освобождении. В данном случае «незамедлительно» – это, опять же, оценочный признак. Как правило, 48 часов, установленные многими странами, в том числе и Россией, считаются приемлемыми.
  3. Обеспечивать задержанным (арестованным) возможности и условия для безотлагательного обращения в суд по вопросу правомерности задержания (ареста) и освобождения. «Безотлагательно» – не одно и то же с «незамедлительно». Здесь допустимы большие сроки, чем несколько часов или суток. Но в любом случае это оценочное обстоятельство, соблюдение которого анализируется ЕСПЧ в индивидуальном порядке. 

 

Типичные нарушения Статьи 5 


Основные нарушения Статьи 5 Конвенции можно разделить на несколько групп:
  1. Безосновательные задержания (аресты), недоказанность наличия оснований или необоснованное их применение, в том числе для случаев продления срока нахождения под стражей.
  2. Процессуальные нарушения – нарушение процедуры задержания (ареста) и сроков.
  3. Отсутствие, лишение, непредоставление возможности оспорить решение о лишении свободы в суде, в том числе в вышестоящем суде.
  4. Необоснованные задержки (нарушение принципа «разумности срока») при рассмотрении жалоб на неправомерность задержания (ареста) или продления срока.
  5. Лишение возможности или создание препятствий для участия задержанного (арестованного), а равно его адвоката в судебном рассмотрении вопроса правомерности задержания (ареста) или продления сроков.
  6. Нарушения при применении миграционного законодательства и соответствующих процедур.
Зачастую нарушения Статьи 5 сопровождаются нарушениями других статей Конвенции. Часто фигурирует жестокое обращение, нарушение прав и интересов задержанных (арестованных), неэффективное судебное рассмотрение жалоб и пр.


||   Смотреть дела по Статье 5   ||