+7 495 123 3447 | echr@cpk42.com
Мы в соц. сетях:

Подписан Федеральный закон "о ратификации Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции по уголовным делам"

В июне 2019 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 120 ФЗ «о ратификации Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам».
Второй дополнительный протокол направлен на повышение эффективности механизмов сотрудничества в рамках Конвенции путём модернизации и дополнения ряда её положений и предусматривает расширение перечня оснований для направления запроса о правовой помощи, упрощение и ускорение процедуры оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, а также придание этой процедуре большей гибкости.
Более подробно с текстом закона можно ознакомиться ниже
С официальным документом ознакомьтесь здесь
Подать жалобу в Европейский суд по уголовному делу можно здесь
Читайте интересные статьи тут
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ратификации Второго дополнительного протокола к Европейской
конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам
Ратифицировать второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, подписанный от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 1 декабря 2017 года (далее – Протокол), со следующими оговорками:
“1) Российская Федерация на основании пункта 2 статьи 33 Протокола оставляет за собой право не принимать положения статей 16, 17 и 19 Протокола;
2) Российская Федерация на основании пункта 2 статьи 33 Протокола оставляет за собой право применять положения статей 18 и 20 Протокола при условии достижения в соответствии со статьей 21 Протокола договоренности о том, что должностные лица Стороны иной, чем Сторона проведения операции, пользуются иммунитетом от юрисдикции Стороны проведения операции в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих официальных обязанностей”, а также со следующими заявлениями:
“1) Российская Федерация на основании статьи 15 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (далее – Конвенция) в редакции статьи 4 Протокола заявляет:
а) центральными органами, уполномоченными на направление и получение запросов, содержащих просьбу о правовой помощи по уголовным делам (далее – запрос о правовой помощи), а также информации, передаваемой без запроса, являются:
Верховный Суд Российской Федерации – по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам; Министерство юстиции Российской Федерации – по вопросам судебной деятельности всех судов по уголовным делам (за исключением Верховного Суда Российской Федерации); Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная таможенная служба – по делам о преступлениях, относящихся к их компетенции; Генеральная прокуратура Российской Федерации – по иным вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам;
б) центральные органы исполняют запросы о правовой помощи непосредственно или через подведомственные им компетентные органы. При исполнении этими компетентными органами запросов о правовой помощи центральные органы содействуют оперативному и надлежащему их исполнению;
2) Российская Федерация на основании пункта 6 статьи 15 Конвенции в редакции статьи 4 Протокола заявляет о том, что компетентным органом, уполномоченным на рассмотрение и направление просьб о представлении копий документов о судимости и о принятии мер, предусмотренных статьей 4 Дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, является Министерство юстиции Российской Федерации;
3) Российская Федерация на основании пункта 8 статьи 15 Конвенции в редакции статьи 4 Протокола заявляет, что оставляет за собой право исполнять запросы об оказании правовой помощи, оригиналы которых направляются в центральные органы в соответствии с их компетенцией. В неотложных случаях оригиналы таких запросов направляются в компетентный орган с одновременным представлением их копий в соответствующий центральный орган. Запросы о проведении обыска в жилище, о наложении ареста на имущество, о временной передаче лица, содержащегося под стражей, а также другие запросы об оказании правовой помощи, затрагивающие основные права и свободы человека и гражданина и требующие решения суда или прокурора, направляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации;
4) Российская Федерация заявляет о том, что на основании пункта 9 статьи 15 Конвенции в редакции статьи 4 Протокола запрос о правовой помощи принимается к исполнению после его получения по телексу, факсу, электронной почте или другому подобному виду связи. При этом Сторона, направившая запрос таким способом, в возможно короткий срок представляет его оригинал. Информирование о результатах исполнения запроса осуществляется только при условии получения его оригинала;
5) Российская Федерация на основании статьи 6 Протокола заявляет, что в качестве судебных органов в Российской Федерации рассматриваются суды, органы прокуратуры, дознания и предварительного следствия;
6) Российская Федерация заявляет о том, что на основании подпункта “с” пункта 5 статьи 9 Протокола допрос проводится судебными органами запрашивающей Стороны в соответствии с ее законодательством, нормы которого не должны противоречить основополагающим принципам законодательства запрашиваемой Стороны, под контролем уполномоченного компетентного органа запрашиваемой Стороны. Сведения о судебных органах запрашивающей Стороны, проводящих допрос, фиксируются в соответствующих процессуальных документах, составляемых при проведении допроса;
7) Российская Федерация исходит из понимания того, что положения статей 9 и 10 Протокола, касающиеся проведения слушания посредством видеоконференции или телефонной конференции, могут применяться для
проведения допроса потерпевшего по уголовному делу;
8) Российская Федерация на основании пункта 4 статьи 11 Протокола заявляет, что она оставляет за собой право не выполнять условия, определяемые в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Протокола предоставляющей информацию Стороной, если только не получит предварительного уведомления о характере предоставляемой информации
и не согласится на ее передачу;
9) Российская Федерация на основании пункта 7 статьи 13 Протокола заявляет, что до достижения соглашения в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Протокола требуется согласие, указанное в пункте 3 статьи 13 Протокола;
10) Российская Федерация на основании пункта 5 статьи 26 Протокола заявляет, что в рамках процедур, согласно которым Российская Федерация могла отказать в передаче либо ограничить передачу или использование персональных данных в соответствии с положениями Конвенции или одного из протоколов к ней, персональные данные, переданные другой Стороне, не могут использоваться этой Стороной для целей, предусмотренных пунктом 1 статьи 26 Протокола, без предварительного согласия Российской Федерации;
11) Российская Федерация на основании статьи 27 Протокола заявляет, что для целей пункта 3 статьи 1 Конвенции в качестве административных органов рассматриваются: Верховный Суд Российской Федерации – по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;
Министерство юстиции Российской Федерации – по вопросам судебной деятельности всех судов (за исключением Верховного Суда Российской Федерации); Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная таможенная служба – по процессуальным действиям, связанным с их
административной деятельностью; Генеральная прокуратура Российской Федерации – по иным вопросам”.
Президент
Российской Федерации_
Пояснительная записка
Проектом федерального закона предлагается ратифицировать Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (далее – Второй дополнительный протокол).
Российская Федерация является участником Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (далее – Конвенция) и Дополнительного протокола к Конвенции (подписаны 7 ноября 1996 г. и ратифицированы Федеральным законом от 25 октября 1999 г. № 19Э-ФЗ).
Второй дополнительный протокол, подписанный от имени Российской Федерации Министром юстиции Российской Федерации Коноваловым А.В. в г.Страсбурге 1 декабря 2017 г., направлен на повышение эффективности механизмов сотрудничества в рамках Конвенции путем модернизации и дополнения ряда ее положений, в частности расширения круга обстоятельств, дающих основания для направления запроса о правовой помощи, а также упрощения и ускорения процедуры оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, придания этой процедуре большей гибкости.
Второй дополнительный протокол содержит иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, правила в части, касающейся регламентации отдельных вопросов оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, например участия должностных лиц компетентных органов запрашивающей Стороны в совершении процессуальных действий на территории запрашиваемой Стороны, временной передачи содержащихся под стражей лиц запрашиваемой Стороне, распределения расходов при оказании взаимной правовой помощи и расширения объема оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, в частности отсрочки исполнения запросов, допроса лиц посредством видеоконференции, телефонной конференции, инициативного предоставления информации.
Кроме того, во Втором дополнительном протоколе содержатся положения, касающиеся основных прав и свобод человека и гражданина. В связи с изложенным Второй дополнительный протокол подлежит ратификации в соответствии с подпунктами “а” и “б” пункта 1 статьи 15 Федерального закона “О международных договорах Российской Федерации”.
При ратификации Второго дополнительного протокола предполагается реализация предусмотренного им права на оговорки по статьям 16 – 20 в части, касающейся их полного или частичного непринятия, а также на заявления, отражающие особенности выполнения Российской Федерацией отдельных обязательств, предусмотренных Конвенцией.
В частности, предлагается оговорить, что Российская Федерация на основании пункта 2 статьи 33 Второго дополнительного протокола оставляет за собой право не принимать статьи 16, 17 и 19 Второго дополнительного протокола, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность направления по почте процессуальных документов и судебных решений лицам, находящимся на территории другой Стороны, а также возможность осуществления на территории Российской Федерации должностными лицами иностранного государства оперативно-розыскной деятельности (тайных расследований) и наблюдения за лицом, которое предположительно участвовало в совершении преступления.
Кроме того, Российская Федерация использует право применять положения статей 18 и 20 Второго дополнительного протокола, касающиеся контролируемой передачи обвиняемого на территорию другой Стороны, организации и деятельности групп совместного расследования, при условии достижения договоренности о том, что юрисдикция Стороны проведения операции не будет распространяться на действия должностных лиц другой Стороны, совершенные ими при исполнении своих официальных обязанностей.
В заявлениях ко Второму дополнительному протоколу определяются федеральные государственные органы, уполномоченные на направление и получение запросов о правовой помощи и информации, передаваемой без запроса (центральные органы), а также их компетенция.
Отмечается, что компетентным органом, уполномоченным на рассмотрение и направление просьб о представлении копий документов о судимости и принятии мер на национальном уровне, является Минюст России.
Исполнение запросов о правовой помощи обусловливается направлением оригиналов этих запросов в центральный орган, а в неотложных случаях – в компетентный орган с одновременным направлением их копий в центральный орган. При этом уточняется порядок направления запросов о правовой помощи, касающихся основных прав и свобод человека и гражданина и требующих решения суда или прокурора.
Определяются условия, согласно которым Российская Федерация готова принимать и исполнять запросы, полученные по телексу, факсу, электронной почте или другому подобному виду связи.
Указываются органы, которые для целей Конвенции рассматриваются в качестве судебных органов. Конкретизируется порядок проведения слушаний посредством видеоконференции или телефонной конференции.
При этом предлагается распространить соответствующие положения Второго дополнительного протокола на возможность запросить проведение
допроса потерпевшего по уголовному делу.
Уточняются условия использования информации, добровольно предоставленной другой Стороной, а также условия для заключения соглашения о временной передаче лица, содержащегося под стражей, запрашивающей Стороне.
Заявляется, что персональные данные, переданные другой Стороне, для целей судопроизводства, осуществляемого в рамках Конвенции или любого протокола к ней, либо связанных с ним других судебных или административных процедур, а также для предотвращения угрозы общественной безопасности не могут использоваться без предварительного согласия Российской Федерации.
Определяются федеральные государственные органы, которые рассматриваются как административные органы для целей пункта 3 статьи 1 Конвенции, а также их компетенция.

Реализация Второго дополнительного протокола будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете федеральным государственным органам, участвующим в исполнении его положений.

Вместе с этой статьей читают:

Оставьте комментарий

Нажмите, чтобы позвонить