Государственная Дума РФ в третьем чтении приняла закон о компенсации за нарушения условий содержания, осужденных к лишению свободы

17 декабря 2019 года Государственной думой был принят новый законопроект, который вносит изменения в порядке обращения в ЕСПЧ с жалобами на нарушение условий содержания под стражей (ст. 3 Европейской Конвенции). Изменения в законодательстве вызвали неоднозначные комментарии экспертов и внесли коррективы в дальнейшие перспективы для лиц, содержащихся в ненадлежащих условиях (подробнее в статье https://european-court-help.ru/p16554/).
Закон предусматривает право подозреваемых, обвиняемых, содержащихся под стражей, а также осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительном учреждении, на получение компенсации в денежной форме за счет казны РФ за нарушение условий содержания соответственно под стражей или в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами.
Недовольные могут обратиться в суд с административным исковым заявлением. Компенсация присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В Кодекс административного судопроизводства РФ предлагается внести изменения и дополнения, предусматривающие особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении указанной компенсации.
С текстом принятого федерального закона можно ознакомиться ниже.
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект №711788-7
Федеральный закон 
О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части совершенствования компенсаторного
судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных
с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей
и в исправительных учреждениях
Принят Государственной Думой 17 декабря 2019 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ
«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,
№ 29, ст. 2759; 1998, № 30, ст. 3613; 2003, № 1, ст. 2; № 50, ст. 4847; 2004, № 27, ст. 2711; 2007, № 30, ст. 3808; № 31, ст. 4011; 2009, № 39, ст. 4538; 2010, № 27, ст. 3416; 2011, № 1, ст. 46; № 17, ст. 2319; № 49, ст. 7056; 2013,
№ 44, ст. 5633; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 7000; 2014, № 26, ст. 3399; 2016, № 27, ст. 4232; 2018, № 30, ст. 4538; 2019, № 30, ст. 4134) следующие изменения:
1) статью 17 дополнить частью четвертой следующего содержания:
«Подозреваемые, обвиняемые, содержащиеся под стражей, имеют право на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.»;
2) дополнить статьей 17 1 следующего содержания:
«Статья 17 1. Право на компенсацию за нарушение условий содержания под стражей
Подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания под стражей.».
Статья 2
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 2, ст. 198; 2001, № 11, ст. 1002; 2003, № 50, ст. 4847; 2006, № 15, ст. 1575; 2009, № 29, ст. 3628; № 52, ст. 6453; 2010, № 27, ст. 3416; 2011, № 50, ст. 7362; 2012, № 53, ст. 7629; 2013, № 44, ст. 5633; 2015, № 17, ст. 2478) дополнить
статьей 12 1 следующего содержания:
«Статья 12 1. Право на компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении
1. Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание
в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
2. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного
в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
3. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.».
Статья 3
Внести в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 10, ст. 1391; 2016, № 7, ст. 906; № 15, ст. 2065; № 26, ст. 3889; № 27, ст. 4156, 4236; 2017, № 18, ст. 2664; № 50, ст. 7551; 2018, № 49, ст. 7523; № 53, ст. 8488) следующие изменения:
1) часть 2 статьи 1 дополнить пунктом 2 1 следующего содержания:
«2 1) о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении;»;
2) часть 1 статьи 124 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6) о присуждении компенсации за нарушение административным ответчиком прав в сфере административных и иных публичных правоотношений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.»;
3) дополнить статьей 2271 следующего содержания:
«Статья 2271. Особенности подачи и рассмотрения требования
о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении
1. Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно  с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование  о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
2. Административное исковое заявление, поданное в соответствии  с частью 1 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные статьей 220 настоящего Кодекса, требование  о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также реквизиты банковского счета лица, подающего такое заявление, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
3. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
4. При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания  в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета  в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания  в исправительном учреждении.
5. При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
6. Если в административном исковом заявлении содержится требование о возмещении вреда, причиненного нарушением условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении имуществу и (или) здоровью административного истца, суд принимает решение о переходе к рассмотрению этого требования по правилам гражданского судопроизводства в соответствии со статьей 16 1 настоящего Кодекса.
7. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих и о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении должно отвечать требованиям, предусмотренным статьей 227 настоящего Кодекса, а также дополнительно содержать:
1) в мотивировочной части:
а) сведения об условиях содержания под стражей, содержания
в исправительном учреждении, о характере и продолжительности нарушения, об обстоятельствах, при которых нарушение допущено, и о его последствиях;
б) обоснование размера компенсации и наименование органа (учреждения), допустившего нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении;
в) мотивы, по которым присуждается компенсация или по которым отказано в ее присуждении;
2) в резолютивной части:
а) в случае отказа в присуждении компенсации — указание на это;
б) в случае присуждения компенсации — указание на это и сведения
о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета
в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации
и представлявшего интересы Российской Федерации по делу
о присуждении компенсации.
8. Копии решения суда в трехдневный срок со дня принятия решения в окончательной форме направляются административному истцу, административному ответчику, в орган, на который в соответствии
с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации, а также иным заинтересованным лицам.
9. Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания
в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению
в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.»;
4) часть 3 1 статьи 353 после слов «или права на исполнение судебного акта в разумный срок» дополнить словами «, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении».
Статья 4
Финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Статья 5
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении
тридцати дней со дня его официального опубликования.
2. В течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
Президент
Российской Федерации В.Путин
В связи с принятием указанного закона, наш Центр на период 2020 года объявляет мораторий на составление жалоб по ст. 3 Конвенции по условиям содержания. То есть и ранее, такие жалобы, не представляющие из себя какой-либо сложности, мы писали очень редко, ограничиваясь предоставлением образцов (которых за два года предоставлено несколько сотен). Сейчас, до тех пор, пока ЕСПЧ не сформулирует окончательно свою позицию к новому российскому закону, таких жалоб мы подавать не будем вовсе. Но измененные образцы для составления жалоб на нарушение условий содержания, также будут доступны. В остальном работа по остальным статьям Конвенции будет продолжена в полном объеме. Что касается ст. 3 Конвенции тут для нас приоритетными направлениями являются — применение пыток при расследовании уголовных и административных дел и пытки к лицам содержащимся в местах лишения свободы, социальных и медицинских учреждениях.

 

Следите за нами в социальных сетях:

vk

fb

ok

insta

12 Ответа

  1. Роман

    Не отклонит ли Европейский Суд по причине неисчерпания внутренних средств защиты жалобы на условия содержания под стражей, поданные в ЕСПЧ до вступления в законную силу нового закона, если заявители не захотят воспользоваться правом на обращение с иском в российские суды, которое предусмотрено статьей 5 нового закона?

  2. Олег

    Не отклонит ли Европейский Суд по причине неисчерпания внутренних средств защиты жалобы на условия содержания под стражей, поданные в ЕСПЧ до вступления в законную силу нового закона, если заявители не захотят воспользоваться правом на обращение с иском в российские суды, которое предусмотрено статьей 5 нового закона?

  3. Марат

    Добрый день. Есть какие нибудь нормативные документы где прописаны какие должны быть условия содержания?

    1. Екатерина

      Добрый день, Марат!
      Если Вам необходима консультация по данному вопросу, то мы можем Вас записать, напишите нам на почту echr@cpk42.com

  4. Виктор

    Здравствуйте, мне нужна помощь в написании ответа(согласия на предложенную сумму) на полученную мной декларацию, в которой Гальперин М. Представитель РФ при ЕСПЧ предлагает мировое соглашение и денежную компенсацию.
    Возможно есть какая-нибудь форма?

  5. Ирина

    Добрый день! ЕСПЧ просит им прислать комментарии к письму . После введения нового закона о компенсации думаю ,что многие стали получать письма Гарперина о просьбе учесть суд новый закон. Как нам лучше прокоментировать письмо для правительства?

      1. Виктор

        Здравствуйте, Моя жалоба была признана приемлемой в ноябре 2019 года,жду рассмотрения. Не направит суд меня судиться с российским судом?

Оставьте комментарий

Нажмите, чтобы позвонить