Некоторые компании, покинувшие Россию 2022 г., публично заявили о своих намерениях вернуться на рынок РФ.
На каких условиях возможно возвращение? Что станет с отечественными производителями и брендами? Какие правовые последствия грядут за этим возвращением? Об этих и других вопросах в статье Центра международного права.
Обратный выкуп.
В 2022 году некоторые иностранные компании покинули Россию, продав свои бизнесы. В частности: McDonald’s, Decathlon, Hyundai, KIA, Starbucks Coffee Company, продали свои бизнесы российским предпринимателям с возможностью обратного выкупа в сроки, установленные договорами.
Понятие обратного выкупа (buy-back) определено Европейской комиссией ООН в документах «О международных договорах о встречной торговле» (1990 г.) и «О международных договорах об обратной закупке» (1991 г.). Целью данной схемы является документарное оформление встречных сделок.
В случае, например, с McDonald’s – это возможность вернуться на российский рынок. Это право у компании действует в течение 15 лет. Кстати, данную сделку одобрила Федеральная антимонопольная служба. При этом выкуп будет осуществляться по рыночной цене, что является значительно выше стоимости покупки бизнеса, которая была осуществлена в 2022 (об этом заявлял нынешний владелец бизнеса – Александр Говор).
В договоре с McDonald’s также предусмотрено, что в случае реализации обратного выкупа, нынешний владелец бизнеса, может претендовать на статус мастер-франчайзи.
В данном примере правовые последствия возвращения иностранной компании для российской стороны достаточно позитивны. Однако, те компании, где предусмотрены другие условия права выкупа и/или не предусмотрены дальнейшие отношения по франшизе, могут попасть в ситуацию, когда после возвращения иностранного бренда российский предприниматель окажется не у дел.
Договора аренды коммерческой недвижимости.
Интересен порядок возвращения брендов, которые уходя оставили за собой огромные площади коммерческих помещений. Так, за компанией Inditex (Zara Home, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius, Uterqüe) числятся якорные площади в торговых центрах. Часть договоров расторгнуты и эти площади были переданы новым брендам (как это случилось в ТЦ «Афимолл Сити»), другие договора приостановлены и как следствие – площади остаются пустующими.
Возвращение брендов с одной стороны интересно арендодателям, так как на данный момент не используются порядка 50% площадей, с другой стороны – ставит под угрозу функционирования тех брендов, которые сейчас используют площади в ТЦ вместо иностранных компаний.
Известна позиция Союза Торговых Центров. В результате опроса, проведенного Союзом, более половины опрошенных крупных торговых центров России (в опросе участвовало 100 ТЦ) готовы предоставить брендам свободные помещения для немедленной аренды или оперативно их освободить.
Учитывая данное заявление, тем брендам, которые сейчас занимают площади, самое время проверить действующие договора аренды на предмет срока его действия, возможности одностороннего расторжения и условий повышения арендной ставки.
Что делать, если собственники помещений захотят расторгнуть договор в угоду возвращающимся брендам.
1.Если ваш договор аренды коммерческой недвижимости заключен на неопределенный срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за три месяца (согласно ч. 2 ст. 610 ГК РФ). Чтобы защитить свой бизнес, возможно сейчас пересмотреть условия договора в части одностороннего отказа от его исполнения.
При получении извещения о расторжении договора в одностороннем порядке, проверьте законность указанных в нем оснований. Если арендодатель нарушает закон – обращайтесь в суд за защитой интересов.
2.Если же договор заключен на определенный срок, арендодатель имеет право расторгнуть договор через суд в соответствии со ст. 619 ГК РФ по основаниям, предусмотренными данной статьей. Важно, что закон позволяет в договоре установить и другие основания досрочного расторжения по требованию арендодателя. В связи с этим рекомендуем арендаторам проверить свои договора аренды и не допустить нарушений правил аренды, за которыми может последовать расторжение договора.
3.Некоторые арендодатели, возможно, попробуют «выжить» арендатора путем кратного увеличения стоимости аренды. Чтобы постараться себя обезопасить, обратите внимание на следующие моменты:
— согласно ч. 3 ст. 614 ГК РФ арендная плата может изменяться в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.
— процент повышения арендной платы не ограничен законом. Именно поэтому важно его указать в договоре аренды. В противном случае арендодатель может увеличить ее в 3-5-10 раз.
Таким образом, считаем, что те компании, которые сейчас занимают большие площади в торговых центрах, возможно окажутся «под ударом» при возвращении иностранных именитых компаний. Сейчас самое время проанализировать именно вашу ситуацию, обезопасить себя от потери занимаемых площадей.
Законодательная помощь российским предпринимателям.
О готовности вернуться на российский рынок заявила крупнейшая компания Coca-cola, что приведет к явному перекосу на этом рынке. Отечественные производители газированных напитков обеспокоены: конкуренция с таким гигантом практически невозможна. Уже есть информация о стремлении российских брендов сформировать союз против американских напитков, чтобы не дать им занять прежнее место на российском рынке.
Возможно, в случае реального возвращения Coca-cola законодателю стоит поддержать российских производителей. Например, обязать продавцов предлагать к продаже напитки, произведенные в России. Как сейчас предлагают поступить в сфере виноградарства и виноделия. Согласно законопроекту, планируется обязать общепит указывать в винной карте минимум 20% наименований российских вин от общего числа позиций вин.
Возвращение подобных гигантов ставит под угрозу существование российского производства и, конечно, оно не произойдет без дополнительного контроля и условий.
Срок исковой давности.
Согласно российскому законодательству, срок исковой давности составляет 3 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ст. 196 и ст. 200 Гражданского Кодекса РФ).
По общему правилу для тех компаний, которые покинули Россию в 2022 году, в наступившем 2025 заканчивается срок исковой давности, что возможно приведет к массовой подаче исков.
Что может стать предметом споров:
— долги по договорам поставки в случаях, если российская сторона получила, но не оплатила товар;
— платежи за использование товарных знаков, программное обеспечение, за использование интеллектуальной собственности;
— долги по аренде недвижимости.
Например, компания Sony Pictures в лице бывшего представителя «Контент-клуб» уже подала иски в отношении российских киносетей на общую сумму 1 млрд. рублей. По данным сайта «Мой арбитр» исковые требования связаны с взысканием основного долга и процентов по договорам, заключенным еще до ухода компании.
Воспользуются ли своим правом взыскать через суд обязательные платежи другие компании? Возможно, некоторые из них захотят принять меры, чтобы соблюсти претензионный срок добиться получения выплат. Если это произойдет, российским компаниям придется понести существенные расходы.
Главное препятствие к возвращению иностранных компаний.
На сегодняшний день в отношении России продолжают действовать санкции, которые делают практически невозможным возвращение иностранных компаний. Запрет на использование платёжных систем, запрет на авиаперевозки, на перевозку грузов автомобильным транспортом по территории ЕС и другие ограничения. Кроме этого, деятельность на территории России подразумевает взаимодействие с ее гражданами, в том числе подсанкционными. Пойдут ли компании на такие нарушения национального законодательства?
Грядёт ли смягчение санкций? На дату написания настоящей статьи:
— ЕС принял 16-й пакет экономических и индивидуальных ограничительных мер против России (от 24 февраля 2025г.).
— США продлили санкции еще на один год (информация от 3 марта 2025г.).
— Норвегия поддержала 16-й санкционный пакет ЕС (от 4 марта 2025г.).
Такие новости не могут лечь в основу благоприятного прогноза по смягчению санкций. Вместе с тем впервые с 2022 г. появились разговоры о возможном потеплении в отношениях с Россией.
Однако, в итоге вопрос возвращения брендов упрется в финансы и политику. Насколько выгодно и безопасно будет возвращаться? Покажет ближайшее время.
Пока же мы рекомендуем российским предпринимателям учесть слухи и воспользоваться данным временем для укрепления своих позиций. Похоже, что возвращение брендов если и случится, то будет таким же стремительным и фееричным, как их уход.
Если Вам необходима помощь по защите Ваших нарушенных прав, обращайтесь по контактам ниже:
Пишите | Звоните | Пишите на сайте |
---|---|---|
echr@cpk42.com | +7 495 123 3447 | Форма |