+7 495 123 3447 | echr@cpk42.com
Мы в соц. сетях:

Резолюция № 2361 (2021) Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) «Вакцины против COVID-19: этические, правовые и практические соображения»

Резолюция № 2361 (2021) Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ)
«Вакцины против COVID-19: этические, правовые и практические соображения»

ПАСЕ своей Резолюцией № 2361 призвала страны сотрудничать в целях обеспечения равного доступа к вакцинам против Covid-19 и избегать «вакцинный национализм». Также стоит отметить, что ПАСЕ указала на необходимость обеспечить информирование граждан о том, что вакцинация НЕ является обязательной, что никто не может подвергаться политическому, социальному или иному давлению для прохождения вакцинации, если они сами того не пожелают. Кроме того, подчеркивает необходимость обеспечить, чтобы никто не подвергался дискриминации за то, что не прошел вакцинацию из-за возможного риска для здоровья или нежелания пройти вакцинацию.

Текст резолюции на английском размещен здесь

Оценить перспективы в ЕСПЧ по своему делу здесь

Ниже публикуем текст перевода Резолюция № 2361 (2021) «Вакцины против COVID-19: этические, правовые и практические соображения» на русский язык.

1. Пандемия COVID-19, инфекционного заболевания, вызванного новым коронавирусом SARS-CoV-2, принесла много страданий в 2020 году. К декабрю во всем мире было зарегистрировано более 65 миллионов случаев заболевания и погибло более 1,5 миллиона человек. Бремя болезней в ходе самой пандемии, а также здравоохранительные меры, необходимые для противодействия ей, разорили мировую экономику, обнажив ранее существовавшие недостатки и неравенство (в том числе в доступе к медицинской помощи) и вызвав безработицу, экономический спад и нищету.

2. Быстрое развертывание по всему миру вакцинации против COVID-19 с использованием безопасных и эффективных вакцин будет иметь важное значение для сдерживания пандемии, защиты систем здравоохранения, спасения человеческих жизней и содействия восстановлению глобальной экономики. Хотя нефармацевтические меры, такие как физическое дистанцирование, использование масок, частое мытье рук, а также временное закрытие предприятий и карантин, помогли замедлить распространение вируса, в настоящее время темпы инфицирования вновь нарастают в большинстве стран мира. Многие государства – члены Совета Европы переживают вторую волну, которая хуже первой, в то время как их население все больше испытывает “пандемическую усталость” и неохотно следует рекомендациям в отношении моделей поведения, которые призваны защитить себя и окружающих от вируса.

3. Однако даже быстро распространяемые, безопасные и эффективные вакцины не являются мгновенной панацеей: после сезона отпусков в конце 2020 года и в начале 2021 года, с его традиционными встречами в закрытых помещениях, уровень заболеваемости, вероятно, будет весьма высоким в большинстве государств-членов. Кроме того, французские врачи только что установили научно обоснованную корреляцию между температурой наружного воздуха и количеством госпитализированных и умерших пациентов. Вакцин, несомненно, будет недостаточно для значительного снижения уровня инфицирования этой зимой – особенно с учетом того, что спрос на них на данный момент значительно превышает предложение. Таким образом, подобие “нормальной жизни” даже в лучших условиях удастся восстановить не ранее середины – конца 2021 года.

4. Для того чтобы вакцинация была эффективной, решающее значение будут иметь ее успешная организация и достаточно широкий охват вакцинируемых. Однако, высокие темпы разработки вакцин могут осложнить решение важной задачи – добиться доверия к этим вакцинам. Для обеспечения эффективности вакцинации также необходимо, чтобы процесс вакцинации против COVID-19 был организован справедливо. Если не обеспечить широкий охват населения в сильно пораженном районе страны, то эффективность вакцины как инструмента борьбы заметно снижается. Кроме того, вирус не знает границ, и поэтому в интересах каждой страны сотрудничать в целях обеспечения равного доступа к вакцинам против Covid-19 на глобальном уровне. Настороженность в отношении вакцины и “вакцинный национализм” способны нарушить на удивление быстрый и успешный процесс разработки вакцин против Covid-19, позволив вирусу SARS-CoV-2 мутировать и притупить, таким образом, самый эффективный на сегодняшний день в мире инструмент борьбы с пандемией.

5. Поэтому сейчас, как никогда ранее, необходимо международное сотрудничество для ускорения разработки, производства и справедливого равноправного распределения вакцин против COVID-19. План распределения вакцин против COVID-19, также известный как COVAX, является ведущей инициативой по распределению вакцин на глобальном уровне. Совместно руководимая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Альянсом по вакцинам (Gavi) и Коалицией по инновационному обеспечению готовности к эпидемиям (CEPI), эта инициатива имеет целью привлечение финансовых средств стран-участниц для поддержки исследований, разработки и производства широкого спектра вакцин против Covid-19, а также переговоров по ценообразованию. Для безопасной и справедливой доставки вакцин против вируса также потребуется надлежащим образом организовать работу с вакцинами и функционирование логистических цепочек поставки, что в свою очередь требует международного сотрудничества и подготовки со стороны государств-членов. В этой связи Парламентская ассамблея обращает внимание на разработанное ВОЗ руководство для стран по обеспечению готовности программ, их осуществлению и принятию решений на страновом уровне.

6. Государства-члены уже сейчас должны подготовить свои стратегии иммунизации для распределения доз с учетом соображений этики и справедливости, включая принятие решений о том, какие группы населения в первую очередь проходят вакцинацию на начальных этапах в условиях ограниченности поставок, и как расширять охват вакцинацией по мере повышения доступности одной или нескольких вакцин против COVID-19. Специалисты в области биоэтики и экономисты в целом согласны с тем, что при проведении вакцинации предпочтение следует отдавать лицам старше 65 лет и лицам в возрасте до 65 лет, состояние здоровья которых может привести к тяжелым заболеваниям и смерти, медицинским работникам (особенно тем, кто работает в тесном контакте с лицами, относящимися к группам высокого риска), а также лицам, обслуживающим жизненно важную инфраструктуру. Не следует забывать о детях, беременных женщинах и кормящих матерях, вакцинация которых до сих пор не разрешена.

7. Ученые в рекордно короткие сроки проделали замечательную работу. Теперь дело за правительствами. Ассамблея поддерживает мнение Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о том, что вакцины против Covid-19 должны быть глобальным общественным достоянием. Иммунизация должна быть доступна всем и повсюду. Ассамблея, таким образом, призывает государства-члены и Европейский союз: 7.1. в отношении разработки вакцин против COVID-19:

7.1.1.обеспечивать высокое качество испытаний, которые должны быть обоснованными и проводиться с соблюдением этических норм согласно соответствующим положениям Конвенции о правах человека и биомедицине (СЕД № 164 “Конвенция Овьедо”) и Дополнительного протокола к ней, касающегося биомедицинских исследований (СДСЕ № 195); этими испытаниями должны быть постепенно охвачены дети, беременные женщины и кормящие матери;

7.1.2. обеспечить, чтобы регулирующие органы, отвечающие за оценку и разрешение использования вакцин против COVID-19, были независимыми и защищены от политического давления; 7.1.3. обеспечить соблюдение соответствующих минимальных стандартов безопасности, эффективности и качества вакцин;

7.1.4. создавать эффективные системы мониторинга вакцин и их безопасности после массовой вакцинации населения, в том числе с целью мониторинга их долгосрочного воздействия;

7.1.5. учреждать независимые программы компенсации для обеспечения компенсации за неоправданный ущерб и вред, причиненный в результате вакцинации;

7.1.6.обращать особое внимание на возможную торговлю инсайдерской информацией руководителями фармацевтических предприятий или фармацевтическими компаниями, с тем чтобы не допустить их необоснованного обогащения за государственный счет, путем выполнения рекомендаций, содержащихся в резолюции 2071 (2015) “Здравоохранение и интересы фармацевтической индустрии: как гарантировать приоритет интересов здравоохранения?”;

7.1.7.преодолевать барьеры и ограничения, связанные с патентами и правами интеллектуальной собственности, с целью обеспечения широкомасштабного производства и распределения вакцин среди всех стран и всех граждан;

7.2. в отношении распределения вакцин против COVID-19:

7.2.1.обеспечить соблюдение принципа равной доступности медицинской помощи, провозглашенного в статье 3 Конвенции Овьедо, в национальных планах распределения вакцин, гарантируя доступность вакцин против COVID-19 для населения независимо от пола, расы, религии, правового или социально-экономического положения, платежеспособности, местонахождения и других факторов, которые часто приводят к неравенству среди населения;

7.2.2.разрабатывать стратегии справедливого распределения вакцин против COVID-19 в государствах-членах с учетом того, что на начальном этапе их поставки будут ограничены, и готовиться к расширению программ вакцинации при наращивании поставок; при разработке этих стратегий следовать рекомендациям независимых национальных, европейских и международных комитетов и учреждений по биоэтике, а также ВОЗ;

7.2.3.обеспечивать равное отношение к лицам, относящимся к одной и той же группе очередности, уделяя особое внимание наиболее уязвимым группам населения, таким как пожилые люди, лица с сопутствующими заболеваниями и работники здравоохранения, особенно те, кто работает в тесном контакте с лицами, относящимися к группам повышенного риска, а также лица, обслуживающие жизненно важную инфраструктуру и работающие в общественно значимых службах, в частности в социальных службах, на общественном транспорте, в правоохранительных органах и школах, а также занятые в сфере розничной торговли;

7.2.4. содействовать обеспечению равного доступа стран к вакцинам против COVID-19 путем поддержки международных усилий, таких как Механизм ускоренного доступа к инструментам противодействия COVID-19 (Механизм ACT) и его механизм COVAX;

7.2.5. воздерживаться от создания запасов вакцин против COVID-19, которое подрывает способность других стран закупать вакцины для своего населения; обеспечивать, чтобы создание таких запасов не приводило к росту цен на вакцины при продаже их теми, кто их запасает, тем, кто лишен такой возможности; проводить аудит и проявлять должную осмотрительность для обеспечения скорейшей реализации вакцин по минимальным ценам, исходя из потребностей, а не из конъюнктуры на рынке;

7.2.6.обеспечить, чтобы все страны имели возможность провести вакцинацию своих медицинских работников и уязвимых групп населения до того, как начнется вакцинация групп населения, не подверженных каким либо рискам, и рассмотреть с этой целью возможность бесплатного распределения доз вакцины или признать, что приоритетом должны пользоваться страны, которые пока не в состоянии сделать это, исходя из того, что честное и справедливое распределение доз вакцины представляет собой самый эффективный способ борьбы с пандемией и облегчения обусловленного ею социально-экономического бремени;

7.2.7. обеспечить, чтобы вакцины против COVID-19, безопасность и эффективность которых была установлена, были доступны для всех, кто в них нуждается, в будущем путем обращения, в случае необходимости, к практике принуждения к предоставлению лицензий в обмен на получение лицензионных отчислений;

7.3. в отношении обеспечения значительного охвата населения вакцинацией:

7.3.1. обеспечить информирование граждан о том, что вакцинация НЕ является обязательной, что никто не может подвергаться политическому, социальному или иному давлению для прохождения вакцинации, если они сами того не пожелают;

7.3.2. обеспечить, чтобы никто не подвергался дискриминации за то, что не прошел вакцинацию из-за возможного риска для здоровья или нежелания пройти вакцинацию;

7.3.3. на ранней стадии принимать эффективные меры по противодействию недостоверной информации, дезинформации и настороженности в отношении вакцин против COVID-19;

7.3.4. распространять прозрачную информацию о безопасности и возможных побочных эффектах вакцин, работая с платформами социальных сетей и регулируя их деятельность для предотвращения распространения дезинформации;

7.3.5. делать достоянием гласности содержание контрактов с производителями вакцин и обеспечивать их открытость для парламентского и общественного контроля;

7.3.6. сотрудничать с неправительственными организациями и/или другими местными структурами с целью охвата маргинализированных групп;

7.3.7. привлекать местное население к разработке и реализации индивидуализированных стратегий в поддержку вакцинации;

7.4 в отношении вакцинации детей против COVID-19:

7.4.1. обеспечить баланс между быстрым расширением вакцинации детей и надлежащим решением проблем безопасности и эффективности, а также обеспечить полную безопасность и эффективность всех вакцин, применяемых для вакцинации детей, ориентируясь в первую очередь на соблюдение интересов ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;

7.4.2. обеспечивать проведение объективных испытаний с надлежащими гарантиями в соответствии с международно-правовыми стандартами и рекомендациями, включая справедливое распределение благ и рисков среди изучаемых детей;

7.4.3. обеспечивать должный учет пожеланий детей в соответствии с их возрастом и зрелостью; в тех случаях, когда согласие ребенка не может быть получено, обеспечивать, чтобы согласие выражалось в других формах и основывалось на достоверной и соответствующей возрасту информации;

7.4.4. оказывать ЮНИСЕФ поддержку в ее усилиях по поставке вакцин от производителей, имеющих соглашения с механизмом COVAX, тем, кто в них больше всего нуждается;

7.5. в отношении обеспечения мониторинга отдаленных последствий применения вакцин против COVID-19 и их безопасности:

7.5.1.обеспечивать международное сотрудничество в целях своевременного обнаружения и прояснения любых признаков опасности посредством глобального обмена данными о неблагоприятных событиях иммунизации (AEFI) в режиме реального времени;

7.5.2.использовать сертификаты вакцинации только по прямому назначению, т. е. для мониторинга эффективности вакцин, возможных побочных эффектов и нежелательных явлений;

7.5.3.ликвидировать любые пробелы в коммуникационном взаимодействии между местными, региональными и международными органами здравоохранения, работающими с данными AEFI, и устранять слабые места в существующих сетях по обмену медицинской информацией;

7.5.4.приблизить фармаконадзор к системам здравоохранения;

7.5.5.поддерживать такое новое направление исследований как “адверсомика”, которое имеет целью изучение индивидуальных особенностей реакции на вакцину, обусловленных различиями во врожденном иммунитете, микробиомах и иммуногенетике.

8. Ссылаясь на резолюцию 2337 (2020) “Демократии перед лицом пандемии COVID19”, Ассамблея подтверждает, что парламенты как важнейшие институты демократии должны продолжать выполнять три своих функции – представительство, законодательная работа и надзор в условиях пандемии. В связи с этим Ассамблея призывает парламенты осуществлять эти полномочия, по мере необходимости, и в отношении разработки, распределения и применения вакцин против COVID-19.

Ознакомиться с другими документами (неофициальный перевод на русский язык) рекомендациями и резолюциями принятыми Парламентской Ассамблеей Совета Европы в ходе сессии 25 – 28 января 2021 года:

-Рекомендация 2193 (2021) Исполнение постановлений Европейского суда по правам человека (док. 15123 и дополнение)
-Рекомендация 2194 (2021) Ограничения на деятельность НПО в государствах – членах Совета Европы (док. 15205)
-Резолюция 2357 (2021) Осуществление Ассамблеей процедуры мониторинга (январь декабрь 2020 года) (док. 15211)
-Резолюция 2358 (2021) Исполнение постановлений Европейского суда по правам человека (док. 15123 и дополнение)
-Резолюция 2359 (2021) Судьи в Польше и Республике Молдова должны оставаться независимыми (док. 15204)
– Резолюция 2360 (2021) Внесение изменений в Регламент (Правила процедуры) Ассамблеи – выполнение резолюции 2319 (2020) “Дополнительная процедура совместных действий Комитета министров и Парламентской ассамблеи в случае серьезного нарушения одним из государств-членов своих уставных обязанностей” (док. 15093)
– Резолюция 2362 (2021) Ограничения на деятельность НПО в государствах – членах Совета Европы (док. 15205)
– Резолюция 2363 (2021) Оспаривание по существенным основаниям неподтвержденных полномочий парламентской делегации Российской Федерации (док 15216)
-Резолюция 2364 (2021) Этническое профилирование в Европе: предмет серьезной обеспокоенности (док. 15199)

Можно по ссылке

Или скачав файл

 

Оценить перспективы в ЕСПЧ по своему делу

 

Если Вам необходима помощь по защите Ваших нарушенных прав, обращайтесь по контактам ниже:

Пишите Звоните Пишите на сайте
echr@cpk42.com +7 495 123 3447 Форма

 

Следите за новостями нашего Центра в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Нажмите, чтобы позвонить