Верховный суд Российской Федерации вынес принципиально важное определение, в котором впервые на уровне высшей судебной инстанции прямо признал юридическую обязательность обеспечительных мер, запрашиваемых Комитетом ООН по правам человека. Речь идёт о временных мерах (interim measures), которые Комитет вправе применять в рамках рассмотрения индивидуальных жалоб в соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах (МПГПП).
Если ранее обязательность исполнения финальных «Мнений» Комитета по существу жалоб была признана Конституционным Судом РФ, то теперь Верховный суд распространил это понимание и на обеспечительные меры, подтверждая тем самым общий приоритет международных обязательств России.
Прецедент: дело Казориных
Поводом для рассмотрения дела в Верховном суде стала ситуация супругов Казориных из Мурманска, которых пытались выселить из единственного жилья. В ответ на поданную ими индивидуальную жалобу Комитет ООН по правам человека направил в адрес России запрос о применении временных мер: приостановить выселение до рассмотрения дела по существу.
Тем не менее, судебные приставы и суды общей юрисдикции проигнорировали этот запрос, мотивируя отказ тем, что российское законодательство не содержит специальной процедуры для признания и исполнения подобных мер.
Верховный суд отменил решения нижестоящих инстанций и указал, что такое игнорирование противоречит международным обязательствам Российской Федерации.
Правовая позиция Верховного суда
В своём решении Верховный суд прямо указал следующее:
- Россия является участницей Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему, добровольно признав компетенцию Комитета по рассмотрению индивидуальных жалоб;
- Комитет вправе принимать как итоговые «Мнения» по жалобам, так и запрашивать временные обеспечительные меры;
- Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ, международные договоры имеют приоритет над федеральными законами, а их нормы подлежат непосредственному применению;
- Требования Комитета ООН о временных мерах, направленные на предотвращение непоправимого вреда, подлежат обязательному учёту российскими органами власти;
- Отказ учитывать interim measures нарушает международные обязательства Российской Федерации и подрывает доверие к системе международной правозащиты.
Роль Конституционного суда РФ
Важно отметить, что еще в 2013 году Конституционный суд РФ в Постановлении от 28 июня № 1248-О подтвердил: «Мнения» Комитета ООН по правам человека, принятые в отношении Российской Федерации, подлежат исполнению, даже несмотря на их формально неконвенционный (неконтролирующий) характер. Конституционный суд указал, что Россия, ратифицировав Факультативный протокол, взяла на себя обязательство сотрудничать с Комитетом добросовестно, включая исполнение его решений.
Таким образом, логика судебной практики последовательно развивается: от признания обязательности итоговых решений Комитета к признанию обязательности обеспечительных мер как неотъемлемой части механизма индивидуальных жалоб.
Значение решения
Решение Верховного суда имеет как прямые правовые последствия, так и более широкий системный эффект.
- Обеспечительные меры Комитета теперь должны признаваться и исполняться на территории России на всех уровнях — от федеральных судов до исполнительных органов.
- Появляется судебный прецедент, на который смогут ссылаться заявители и адвокаты, добиваясь приостановки действий, способных привести к непоправимому вреду.
- Подтверждается приоритет международных обязательств Российской Федерации в сфере прав человека, в том числе перед нормами внутреннего законодательства.
- Расширяется правовое пространство для защиты граждан — как внутри страны, так и в рамках международных процедур.
- Подтверждается важная роль Комитета по правам человека как единственной альтернативы ЕСПЧ после выхода России из Совета Европы и Конвенции по правам человека.
Заключение
Решение Верховного суда по делу Казориных закрепляет ключевую позицию: временные меры Комитета ООН по правам человека — это не рекомендации, а юридически значимые инструменты, подлежащие исполнению. Это решение окончательно устраняет правовую неопределённость в отношении interim measures и подтверждает, что Россия обязана соблюдать не только решения Комитета по существу, но и все процессуальные акты, направленные на защиту прав человека.
Для правозащитников и юристов это означает усиление механизма индивидуальных жалоб и расширение возможностей для своевременной защиты от нарушений прав человека в России.
Если Вам необходима помощь по защите Ваших нарушенных прав, обращайтесь по контактам ниже:
Пишите | Звоните | Пишите на сайте |
---|---|---|
echr@cpk42.com | +7 495 123 3447 | Форма |