Нарушение статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции
22 мая 2018 года Европейским судом по правам человека была рассмотрена жалоба, в которой были приведены доказательства нарушения статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции. ЕСПЧ удовлетворил жалобу и обязал государство-ответчика выплатить компенсацию на общую сумму в размере 60000 (Евро.)
Заявители утверждали, что законодательные ограничения, введенные в отношении них как владельцев сельскохозяйственных земель, нарушили их права по статье 1 протокола № 1 к Конвенции.
ЕСПЧ рассмотрел данную жалобу и вынес решение, что в данном деле имеется нарушение статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции. Также суд обязал государство-ответчика выплатить денежную сумму, которая составила 60000 (Евро.)
ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗДЕЛ
Дело ЗЕЛЕНЧУК и ЦИЦЮРА против Украины, CASE OF ZELENCHUK AND TSYTSYURA v. UKRAINE
(Жалоба № 846/16 и 1075/16)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СТРАСБУРГ
22 мая 2018
Постановление окончательно, но может быть подвергнуто редакционной вправке.
В случаях Зеленчук и Цицюра против Украины, Европейский Суд по правам человека (четвертая секция), рассматривает дело в составе:
Vincent A. De Gaetano, Председателя Палаты Европейского Суда,
Ganna Yudkivska,
Paulo Pinto de Albuquerque,
Faris Vehabović,
Georges Ravarani,
Marko Bošnjak,
Péter Paczolay, судей,
и Marialena Tsirli, секретаря секции суда,
Проведя 10 апреля 2018 года по делу совещание за закрытыми дверьми, Суд вынес следующее постановление:
ПРОЦЕДУРА
1. Дело было инициировано жалобой (ПП. 846/16 и 1075/16) против Украины, поданной в суд согласно статье 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (“Конвенция”) двумя украинскими гражданами, мс София Степановна Зеленчук и Виктор Антонович Цицюра (“заявители”), на 22 и 23 декабря 2015 года соответственно.
2. Заявителей, которым была оказана юридическая помощь, представлял г-н М. Тарахкало, адвокат, практикующий в Киеве. Когда 14 декабря 2016 года были представлены замечания и требования заявителей о справедливом удовлетворении, заявителей также представлял г-н А. Бущенко, который в то время был юристом, практикующим в Киеве. Украинское правительство (“правительство”) представлял их Агент г-н И. Лещина.
3. Заявители утверждали, что законодательные ограничения, введенные в отношении них как владельцев сельскохозяйственных земель, нарушили их права по статье 1 протокола № 1 к Конвенции.
4. 4 мая 2016 года жалобы были направлены в Правительство.
5. Письменные представления были получены от EasyBusiness, неправительственной организации, базирующейся в Киеве, которой председателем секции было предоставлено разрешение на вмешательство в качестве третьей стороны (статья 36 § 2 Конвенции и правило 44 § 3 Регламента суда).
ФАКТЫ
I. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА
6. Первый заявитель родился в 1947 году и проживает в городе Долина Ивано-Франковской области.
В декабре 1996 года ее мать получила долю земли в селе Копытково Здолбуновского района Ровенской области (см. пункты 11-14 ниже, касающиеся характера долей земли и их последующего преобразования в земельные участки). После смерти ее матери в ноябре 1999 года первый заявитель унаследовал эту долю и получил свидетельство, подтверждающее, что она стала ее новым владельцем 25 мая 2000 года. 10 января 2006 года Здолбуновской райгосадминистрации выделили участок земли для ее измерения 2.5917 га, предназначенных для использования в качестве индивидуального приусадебный участок (особисте селянське господарство, см. пункт 18 ниже описание зонирование категорий земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с законодательством Украины).
Заявитель получил свидетельство о собственности на этот земельный участок 13 августа 2007 года. Она сдала в аренду 2,0917 га компании по договору аренды, зарегистрированному 30 мая 2015 года и истекающему 10 ноября 2021 года, и 0,5 га другой компании по договору пятнадцатилетней аренды, зарегистрированному 10 августа 2016 года. По словам заявителя, она получает арендную плату в натуральном выражении, либо в зерновом, либо в подсолнечном масле, в зависимости от посевов, выращенных на земле в данный год.
7. Второй заявитель родился в 1939 году и проживает в Тернополе.
В неустановленную дату его мать получила право на долю земли в селе Раковец Збаражского района Тернопольской области. В ноябре 2004 года он унаследовал это от нее. 27 марта 2008 г. Збараж райгосадминистрации выделено 3.41 га сельскохозяйственных угодий к ним, предназначенных для ведения товарного сельскохозяйственного производства (товарне виробництво сілськогосподарське). Он получил свидетельство о собственности 22 июля 2008 года.
Земля арендуется обществом с ограниченной ответственностью. С 2010 года второй заявитель получал арендную плату в следующих размерах:
Год
|
Украинская гривна
(в итоге) |
УКРАИНСКАЯ ГРИВНА
(на гектар) |
Приблизительный Эквивалент в евро (на гектар) |
2010 | 729.29 | 213.87 | 20 |
2011 | 749.44 | 219.78 | 20 |
2012 | 1316.02 | 385.93 | 36 |
2013 | 1316.02 | 385.93 | 33 |
2014 | 1316.02 | 385.93 | 19 |
2015 | 2191.73 | 642.74 | 24 |
2016 | 2191.73 | 642.74 | 22 |
8. На землю заявителей распространяются законодательные ограничения на отчуждение и изменение назначенного использования, которые описаны в “соответствующих внутренних материалах » и, в отношении их нынешнего состояния, в пункте 22 ниже.
II. СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
A. предыстория правового положения земельной собственности в Украине
9. В соответствии с законами Украинской Советской Социалистической Республики до введения в действие Земельного кодекса от 18 декабря 1990 года (далее “Земельный кодекс”) физические и негосударственные субъекты не могли владеть землей, и вся земля находилась в государственной собственности.
10. Согласно статье 17 Земельного кодекса, местные советы уполномочены передавать землю физическим лицам и негосударственным образованиям. Однако в течение шести лет те, кто приобрел землю, не могли ее продать или иным образом распорядиться ею (за исключением случаев наследования). Они могли только передать имущество обратно в местный совет. Суды могут сократить этот срок, если для такого решения имеются веские основания.
11. В 1990-е годы значительную часть сельскохозяйственных земель страны занимали бывшие советские колхозы и совхозы, которые в соответствии с законом от 14 февраля 1992 года были переименованы в “колхозы” (далее — “колхозы”).
12. Президентский Указ № 720/95 от 8 августа 1995 года предусматривала программу постепенной реформы Кан путем выдачи их нынешним и бывшим членам земельных долей, то есть земельных прав в виде долей всей земельной массы Кан, выраженных в виде нескольких гектаров, но без конкретного физического местоположения или определенных границ. Указ предусматривал, что эти доли должны распределяться между нынешними и бывшими членами Кан, а также между определенными категориями трудящихся, занятых в социальном секторе (образование, медицина и т.д.) в сельских районах. В то время как декрет предоставил членам CAEs возможность выйти из CAEs со своими акциями, широкомасштабный процесс роспуска CAEs путем выпуска акций фактически начался только в 1999 году (см. следующий абзац).
13. Президентский Указ № 1529/99 от 3 декабря 1999 года ускорил земельную реформу, потребовав к апрелю 2000 года роспуска всех Кан путем распределения долей земли и других активов среди их членов. В процессе распада Кан значительная часть сельского населения приобрела долю земли.
14. Затем был организован широкомасштабный процесс преобразования долей в земельные участки (определенные на земле). В результате этого процесса миллионам новых собственников были выданы свидетельства о праве собственности на конкретные земельные участки.[1] Земля, принадлежащая заявителям, прошла этот процесс (см. пункты 6 и 7 выше).
15. В соответствии с Постановлением парламента нет. 882-IV от 22 мая 2003 года, подводя предварительные итоги земельной реформы, в ходе этого процесса 6,87 млн. украинцев получили доли земли, 3,17 млн. из которых были преобразованы в земельные участки. Парламент отметил некоторые трудности в выдаче земельных паев и их преобразовании в земельные участки, при этом некоторые регионы отстают: только 13% владельцев паев получили свидетельства о собственности на земельные участки в Житомирской области, в то время как в Кировоградской области этот показатель составил 96%. Около 107 000 акций были проданы или иным образом отчуждены их новыми владельцами, что, по мнению парламента, свидетельствует о том, что они не были должным образом информированы о земельной реформе и об их правах и обязанностях. [2]
Парламент отметил, что из-за нехватки финансовых средств Кабинет Министров планирует завершить работу по конверсии долей и оформлению прав собственности только к 2006 году, что не позволяет ввести рынок продажи земли с 1 января 2005 года, как это предусматривалось в то время Земельным кодексом (см. пункт 19 ниже).
Б. первоначальный “земельный мораторий ”
16. Закон №. 2242-III от 18 января 2001 года до принятия нового Земельного кодекса запрещалось отчуждение долей земли, за исключением случаев наследования и экспроприации для государственных нужд.
17. 25 октября 2001 года был принят новый Земельный кодекс. Он вступил в силу 1 января 2002 года.
18. Статья 22 § 3 нового Земельного кодекса определяет следующие категории использования земель сельскохозяйственного назначения: (I) индивидуальных владельцев личных подсобных хозяйств; (II) земель для садоводства и огородничества; (III) в землю для пастбищ и заготовки сенажа; (IV) на земельный участок для ведения товарного сельскохозяйственного производства; и (V) индивидуальных хозяйств, то есть коммерческие предприятия, принадлежащие отдельным фермеров, занятых производством сельскохозяйственной продукции в коммерческих.
19. Статья 15 переходных положений нового Земельного кодекса предусматривает, что до 1 января 2005 года физические лица и негосударственные субъекты не могут продавать или иным образом передавать право собственности на две категории земель, находящихся в их собственности: I) участки, зонированные для индивидуальных сельскохозяйственных предприятий или для другого коммерческого сельскохозяйственного производства, и ii) доли земли. От запрета были освобождены своп-сделки, наследственные дела и экспроприация для государственных нужд. Запрет, который впоследствии был продлен и изменен (см. таблицу в пункте 21 ниже), обычно называют в Украине “земельным мораторием” («земельный мораторий»).
20. По мнению Правительства, стенограмма парламентской сессии, на которой был принят новый Кодекс, свидетельствует о том, что мораторий был введен ввиду необходимости дополнительного времени для формирования земельного рынка с “адекватными” ценами и принятия законодательства, необходимого для создания такого рынка. В частности, согласно стенограмме, на открытии дебатов депутат парламента в. Асадчев выразил обеспокоенность тем, что если нормы Кодекса, касающиеся передачи земли в частные руки, будут приняты, то это приведет к созданию нескольких крупных землевладельцев (уз) и преобразованию остальной части населения в наемный сельскохозяйственный труд (уз). Представляя проект Кодекса для голосования, г-жа К. Председатель парламентского комитета по земельным вопросам и сельскому хозяйству ващук заявила, что для решения проблем, подобных тем, которые были высказаны депутатом, проект приостановил действие всех положений, касающихся продажи земли, до 2005 года, пока не будут приняты законы о создании земельного кадастра, регистрации земли и другие законы и не будет создан государственный земельный банк. [3]
Изменения в моратории и его нынешней форме
21. В Земельный кодекс неоднократно вносились поправки, касающиеся как срока действия, так и сферы действия первоначального запрета, как это кратко изложено в таблице ниже:
Таблица Основные законодательные изменения, касающиеся земельного моратория
№ |
Дата принятия закона | Дата окончания запрета | Изменения в сфере действия моратория и другие связанные с этим изменения |
Краткое изложение причин, приведенных в пояснительной записке к законопроекту |
1 | 06/10/2004 | 01/01/2007 | Своп-операции с землей, включая свопы земли на акции компаний, запрещены | Кабинет Министров еще не разработал законодательство, регулирующее земельный рынок; необходима техническая работа по подготовке администраций к обработке земельных сделок. «Расширение» было необходимо для предотвращения «обнищания украинского народа» и скупки земли украинскими и иностранными магнатами) |
2 | 09/02/2006 | Договоры и доверенности, предусматривающие будущие (после истечения моратория) передачи земельных участков, на которые распространяется мораторий, объявленные недействительными | Законодательство, направленное на недопущение обхода моратория путем выдачи доверенностей землевладельцами третьим лицам, уполномочивающим их распоряжаться землей, подлежащей мораторию [4] | |
3 | 19/12/2006 | 01/01/2008 | Мораторий распространяется, в дополнение к земле для коммерческого сельскохозяйственного производства, на отдельные мелкие земельные участки( см. пункт 18 выше); любое изменение целевого использования земли, на которую распространяется мораторий, запрещено; сделки по обмену одного земельного участка на другой разрешены снова | Развивать частную земельную собственность, обеспечивать неограниченное осуществление прав собственников и обеспечивать свободное обращение земли, за исключением случаев, предусмотренных законом. Создание рынка земли позволило бы осуществлять передачу земли более эффективным пользователям, однако для этого рынок должен подлежать разумному регулированию. Такие правила должны включать в себя: ограничения на изменение целевого использования, введение критериев, чтобы претендовать в качестве покупателя земельного участка, предельные максимальные размеры земельного земельного и концентрации земли в руках одного человека и семьи и т. д. |
4 | 28/12/2007 и 03/06/2008 [5] | До вступления в силу Закона о земельном кадастре и Закона О рынке Земли | Никаких заметных изменений | Поправки были включены в сводные законопроекты, охватывающие в основном бюджетные вопросы и содержащие широкий спектр изменений; по-видимому, не было сделано никаких конкретных замечаний по вопросу моратория. [6] |
5 | 19/01/2010 | До вступления в силу Закона о земельном кадастре и Закона О рынке Земли, но не ранее 01/01/2012 | Никаких заметных изменений | Законодательство, регулирующее земельные отношения, еще не разработано; необходима техническая работа по подготовке администраций к обработке земельных сделок. «Продление» было необходимо для предотвращения «обнищания украинского народа» и скупки земли украинскими и иностранными магнатами |
6 | 07/07/2011
и 01/01/2013
|
Был принят и вступил в силу Закон о земельном кадастре | ||
7 | 09/12/2011 | Парламент одобрил проект закона О рынке Земли в первом чтении (см. пункт 40 ниже). Кажется, что никакого прогресса в законопроект были внесены | В ходе парламентских дебатов было предложено переименовать закон О рынке Земли в закон Об обороте сельскохозяйственных земель («CALA»). [7] | |
8 | 20/12/2011 | До вступления в силу закона О рынке Земли, но не до 01/01/2013 | Никаких заметных изменений | Закон о земельном кадастре вступит в силу 1 января 2013 года, и на эту конкретную дату должен быть установлен мораторий |
9 | 02/10/2012 | Изменение целевого использования допускается в тех случаях, когда земля выделена инвестору в соответствии с соглашением о разделе продукции | Поощрять инвестиции в рамках соглашений о разделе продукции, особенно в области разведки и добычи углеводородного сырья | |
10 | 20/11/2012 | До вступления в силу вызова, но не ранее 01.01.2016 | Закон о продлении моратория поручил кабинету Министров подготовить проект кала и представить его парламенту в течение шести месяцев. | Хотя проект закона О рынке земель был принят в первом чтении 9 декабря 2011 года, он еще не принят закон. Предусматривается изменение концепции этого законопроекта с изменением названия на CALA. ” Продление » моратория необходимо для разработки эффективного механизма продажи и надзора за продажей земли и предотвращения возможных злоупотреблений |
11 | 10/11/2015 | То же, что и в строке 10, но не раньше 01/01/2017 | Закон о продлении моратория поручил кабинету Министров подготовить проект кала и представить его в парламент до 01/03/2016 | Отмена моратория во время войны и экономического кризиса будет представлять собой угрозу национальной и продовольственной безопасности и угрозу утраты земель как важного национального ресурса. Необходимо разработать поэтапную дорожную карту по введению в оборот сельскохозяйственных земель, которая была бы понятна населению. Мораторий создал трудности в получении финансирования для сельскохозяйственного производства и привел к депопуляции сельской местности. Для того, чтобы решить эти и другие проблемы, созданные мораторием, торт должен был быть передан и земля в конечном итоге введена в оборот |
12 | 06/10/2016 | То же, что и в строке 10, но не раньше 01/01/2018 | Проект CALA, который будет представлен к 01.07.2017, по-видимому, такой проект не был представлен Кабинетом Министров к этому или ранее установленным срокам, хотя два проекта CALA были представлены в 2016 году некоторыми депутатами (см. пункт 43 ниже) | Хотя создание рынка земли является необходимым элементом развития рыночной экономики, этот рынок должен быть транспарентным и справедливым, конкурентоспособным и эффективным и должен быть в состоянии предотвращать теневые сделки. Поэтому «расширение» было необходимо для разработки законодательства, регулирующего земельный рынок[8] |
13 | 07/12/2017 | То же, что и в строке 10, но не раньше 01/01/2019 | Проект CALA будет представлен к 01.07.2018 | Отмена моратория во время войны и экономического кризиса без принятия законодательства, регулирующего оборот сельскохозяйственных земель, создаст риски для национальной и продовольственной безопасности. Отмене моратория должна предшествовать законодательная работа по поощрению создания сети сильных фермерских предприятий и кооперативов. Запрет на продажу сельскохозяйственных земель является препятствием для привлечения инвестиций в сельскохозяйственный сектор, поскольку земля не может использоваться в качестве обеспечения кредитов, но ее отмена не может быть самоцелью и должна рассматриваться как мера поощрения инвестиций в сельскохозяйственный сектор, не приводя в то же время к безземельности сельского населения[9] |