+7 495 123 3447 | echr@cpk42.com
Мы в соц. сетях:

Комитет ООН

Обращения в Комитет ООН (Комитет по правам человека)

Даже в ситуации выхода России из Совета Европы, когда действие Европейской Конвенции ограничено 15 сентября 2022 года, и обращение в ЕСПЧ по нарушениям допущенным после этой даты уже невозможно (подробности), либо напротив нарушение было уже давно и национальные средства правовой защиты исчерпаны более чем 4 месяца назад, остаются возможности обращения в договорные органы Организации Объединенных Наций (ООН), в частности, в Комитет по правам человека (Human Rights Committee).

Комитет ООН действует на основании Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и Факультативного протокола к указанному Пакту. Российская Федерация признает компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения лиц, находящихся под ее юрисдикцией, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения положений Пакта.

Комитет по правам человека (КПЧ) может рассматривать индивидуальные сообщения о предполагаемых нарушениях прав, закрепленных в Международном пакте о гражданских и политических правах государств-участников первого Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Подать жалобу в Комитет ООН
Скачать образцы жалоб

 

Плюсы и минусы обращения в Комитет по правам человека.

Обращение с жалобой (индивидуальным сообщением) в Комитет ООН по правам человека обладает рядом неоспоримых преимуществ. Прежде всего, это фактическое отсутствие сроков обращения: по сравнению с Европейским Судом по правам человека, срок обращения в который в настоящее время составляет 4 месяца с момента исчерпания внутренних средств правовой защиты, в Комитет ООН по правам человека можно обратиться в течение 5 лет (при этом данный срок не является жестким и ограничивается лишь обобщенными условиями добросовестности Заявителей). Конечно, это не означает, что время обращения вовсе ничем не ограничено: в соответствии с правилом Процедуры 96 (с), обращение может являться злоупотреблением правом, когда оно представлено через пять лет после исчерпания внутренних средств правовой защиты сообщения или через три года после завершения другой процедуры международного разбирательства (например вынесения отрицательного решения или постановления ЕСПЧ).

Вторым значительным преимуществом является возможность электронного обращения. С середины 2021 года Комитет ООН по правам человека перешел на электронную форму жалобы (индивидуального сообщения), почти полностью исключив возможность обращения по почте (только в самых исключительных случаях). Подробнее ознакомиться с новеллами обращения в Комитет ООН по правам человека с жалобой (индивидуальным сообщением) можно на нашем сайте.

Наравне с преимуществами, рассмотрение дела в Комитете ООН по правам человека имеет и недостатки. Прежде всего, это отсутствие компенсации. Как известно, в случае установления нарушения Европейским Судом по правам человека Заявителю может быть присуждена компенсация. В случае с разбирательством в Комитете ООН по правам человека

Помимо этого, среди недостатков можно выделить отсутствие прямого механизма реализации решений Комитета ООН. В Российской Федерации пересмотр вступивших в законную силу судебных решений и приговоров после вынесения решения Комитета ООН осуществляется в порядке ст. 392 ГПК и ст. 413 УПК РФ, соответственно, с высокой долей усмотрения национальных судебных органов (в отличие от механизма действующего в отношении решений ЕСПЧ, аналогичного исполнению решений Конституционного Суда РФ).

Подать жалобу в Комитет ООН
Скачать образцы жалоб

Кто и против кого может подать жалобу в Комитет ООН по правам человека?

Обращение в Комитет осуществляется на основании Международного Пакта о гражданских и политических правах.

Жалоба может быть подана только против государства, удовлетворяющего двум условиям:

  • во-первых, оно должно быть участником (посредством ратификации или присоединения) соответствующего договора, предусматривающего права, которые предположительно были нарушены;
  • во-вторых, государство-участник должно признать компетенцию Комитета рассматривать жалобы (индивидуальные сообщения) отдельных лиц.

Любое лицо может подать жалобу в Комитет против государства, которое удовлетворяет этим двум условиям, утверждая, что его права по соответствующему договору были нарушены. Не обязательно, чтобы жалобу готовил юрист, хотя юридическая консультация может улучшить качество представленных материалов. Однако имейте в виду, что правовая помощь не предоставляется в соответствии с процедурами. Можно также подать иск от имени другого лица при условии получения его письменного согласия (без требования в отношении его конкретной формы). В некоторых случаях можно возбудить дело без такого согласия, например, когда человек находится в тюрьме без доступа к внешнему миру или является жертвой насильственного исчезновения. В этих случаях заявитель должен четко объяснить, почему такое согласие не может быть предоставлено.

Важно подать жалобу как можно скорее после исчерпания внутренних средств правовой защиты. Задержка с представлением дела может затруднить надлежащий ответ государства-участника, а договорному органу тщательную оценку фактических данных. В некоторых случаях представление по истечении продолжительного периода времени может привести к тому, что данная жалоба будет признана Комитетом неприемлемой.

Подать жалобу в Комитет ООН
Скачать образцы жалоб

Какую информацию необходимо предоставить в жалобе?

  1. Форма подачи

К формату жалобы (индивидуального сообщения) предъявляются строгие требования – она должна быть представлена на официальном электронном формуляре. Жалоба должна быть распечатана, подписана и отсканирована. Комитет ООН принимает к рассмотрению только жалобы (индивидуальные сообщения), представленные на одном из языков ООН (английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском).

  1. Личные данные

В жалобе должна содержаться основная личная информация – имя, гражданство, дата рождения, почтовый адрес и адрес электронной почты предполагаемой жертвы нарушения; указывается государство-участник (Пакта и Дополнительного протокола), против которого направляется жалоба. Если жалоба подается от имени другого лица, должно быть представлено доказательство его согласия (не требуется никакой конкретной формы), или автор жалобы должен четко указать, почему такое доказательство не может быть предоставлено. Если в жалобе поднимаются особо деликатные вопросы частного или личного характера, автор жалобы может просить комитет не разглашать его/ее имя или имя предполагаемой жертвы и/или идентифицирующие элементы в своем окончательном решении с тем, чтобы личность предполагаемой жертвы или личности автора не стала известна общественности. Комитет может также по своему усмотрению принять решение не раскрывать эти или другие вопросы в ходе рассмотрения жалобы.

Примечательным нововведением обновленного порядка обращения с жалобой в Комитет ООН по правам человека является возможность запроса обеспечительных мер. Подробнее о механизме обеспечительных мер можно прочитать на нашем сайте.

Окончательные решения, принятые комитетами, предаются гласности. Поэтому, если Заявитель желает, чтобы их личность не раскрывалась в окончательном решении, он может попросить Комитет о сохранении анонимности. Ввиду того, что решения комитетов, как правило, получают широкую огласку (включая распространение через Интернет, что делает практически невозможным исправление и/или удаление данных, циркулирующих в онлайн-режиме), удовлетворить просьбы о сохранении анонимности, представленные после публикации решений комитетов, может оказаться невозможным.

О любом последующем изменении адреса или другой контактной информации следует уведомлять как можно скорее.

  1. Факты, свидетельствующие о нарушении прав

Кроме того, необходимо изложить в хронологическом порядке все факты, на которых основана жалоба. Перечень нарушений должен быть максимально полным и содержать всю информацию, относящуюся к делу. Заявитель также должен указать, почему он/она считает, что факты являются нарушением договора. Настоятельно рекомендуется указать права, предусмотренные договором, которые предположительно были нарушены. Целесообразно также указать, какие средства правовой защиты заявитель хотел бы получить от государства-участника, если комитет придет к выводу о том, что представленные ему факты свидетельствуют о нарушении его прав. Вместе с описанием нарушенных прав Заявителю следует также подробно рассказать о мерах, принятых для исчерпания средств правовой защиты, имеющихся в государстве-участнике, против которого направлена жалоба, то есть о мерах, принятых в местных судах и органах власти государства-участника. Требование об исчерпании внутренних средств правовой защиты означает, что требования должны доводиться до сведения соответствующих национальных органов вплоть до самой высокой инстанции в соответствующем государстве. Если некоторые из этих средств правовой защиты находятся на рассмотрении или еще не исчерпаны, следует также указать их причины. Заявитель должен указать, представил ли он/она свое дело на рассмотрение другого международного органа по расследованию или урегулированию.

  1. Сопроводительные документы и объем жалобы

Заявитель должен представить скан-версии всех документов (без оригиналов, только копии), имеющих отношение к его претензиям и аргументам, особенно административные или судебные решения по их претензиям, вынесенные национальными органами. Если эти документы составлены не на официальном языке Организации Объединенных Наций, необходимо представить полный или краткий перевод этих документов. Документы должны быть перечислены в хронологическом порядке, пронумерованы и сопровождаться кратким описанием их содержания. Жалоба не должна превышать объема, установленного в формуляре жалобы (индивидуального сообщения).

В настоящее время секретариат Организации Объединенных Наций (Управление Верховного комиссара по правам человека, УВКПЧ) связывается с Заявителями с просьбой о представлении дополнительной информации или повторном представлении посредством электронной почты (обратная связь не занимает много времени). Если информация не будет получена в течение года с даты запроса, то дело будет закрыто.

Подать жалобу в Комитет ООН
Скачать образцы жалоб

Особые обстоятельства срочности или деликатности

Некоторые комитеты могут на любом этапе до рассмотрения дела направить государству-участнику просьбу о принятии “временных мер”, с тем чтобы предотвратить нанесение какого-либо непоправимого ущерба автору жалобы или предполагаемой жертве нарушения в конкретном случае. Как правило, такие просьбы направляются с целью предотвращения действий, которые впоследствии не могут быть отменены, например, приведения в исполнение смертного приговора или депортации лица, которому угрожает применение пыток. Решение о принятии просьбы о принятии обеспечительных мер не подразумевает решения вопросов о приемлемости или по существу сообщения, однако оно должно иметь разумную вероятность успеха по существу, с тем чтобы можно было сделать вывод о том, что предполагаемой жертве будет нанесен непоправимый ущерб. Если заявитель желает, чтобы комитет рассмотрел просьбу о принятии временных мер, он/она должен прямо заявить об этом и подробно объяснить причины, по которым такие меры необходимы.

Рассмотрение Комитетом просьбы о принятии временных мер занимает несколько рабочих дней. Любая такая просьба должна поступить в секретариат как можно раньше, прежде чем совершится действие, которое нужно предотвратить. Как было указано ранее, Заявитель может запросить применение обеспечительных мер при подаче жалобы (индивидуального сообщения), заполнив соответствующую графу в формуляре.

Комитет может отозвать просьбу о принятии временных мер на основе информации, полученной от государства-участника и автора/авторов жалобы, согласно которой такие меры более не требуются.

Подать жалобу в Комитет ООН
Скачать образцы жалоб

Приемлемость жалобы

Прежде чем комитет сможет рассмотреть жалобу по существу, он должен быть удовлетворен тем, что соблюдены формальные требования приемлемости. В целом данная процедура имеет некоторое сходство с прохождением фильтрационной секции в Европейском Суде по правам человека. При рассмотрении вопроса о приемлемости комитет может учитывать один или несколько из следующих факторов:

  • Если заявитель действует от имени другого лица, получил ли он достаточное разрешение на это или иным образом обосновал причины для подачи?
  • Является ли заявитель (или лицо, от имени которого подается жалоба) жертвой предполагаемого нарушения? Необходимо доказать, что предполагаемая жертва лично и непосредственно затрагивается законом, политикой, практикой, действием или бездействием государства-участника, которые являются предметом жалобы. Недостаточно просто абстрактно оспорить закон или государственную политику, или практику, не продемонстрировав, как затрагивается предполагаемая жертва в индивидуальном
  • Является ли жалоба совместима с положениями упомянутого договора? Нарушение должно касаться права защищаемого соответствующим договором. Если заявитель подал жалобу в соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах, например, он/она не может заявлять о нарушении права собственности, поскольку пакт не защищает это право.
  • Обязан ли данный комитет рассматривать факты и доказательства по делу, уже решенному национальными судами? Комитет компетентен рассматривать возможные нарушения прав, гарантируемых соответствующим договорам, но не компетентен выступать в качестве апелляционной инстанции в отношении национальных судов и трибуналов.
  • Достаточно ли обоснована жалоба?
  • Относится ли жалоба к событиям, произошедшим после вступления в силу механизма рассмотрения жалоб для соответствующего государства-участника? Как правило, комитет не рассматривает жалобы, если факты имели место до этой даты. В этом случае жалоба будет считаться неприемлемой ratione temporis.
  • Был ли этот же вопрос представлен другому международному органу? Таковыми являются, к примеру, Межамериканская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека, Африканская комиссия по правам человека и народов или Африканский суд по правам человека и народов.
  • Исчерпаны ли все внутренние средства правовой защиты? Основополагающий принцип, регулирующий приемлемость жалобы, заключается в том, что заявитель должен был исчерпать все соответствующие средства правовой защиты, имеющиеся в государстве-участнике, прежде чем подавать жалобу в Комитет.
  • Исключается ли подача жалобы оговоркой, сделанной государством договора? Оговорки представляют собой официальные заявления, с помощью которых государства ограничивают обязательства, которые они принимают в соответствии с конкретным положением договора. Государство может сделать материально-правовую оговорку к договору или процедурную оговорку к механизму рассмотрения жалоб, ограничивающую компетенцию Комитета рассматривать определенные сферы общественных отношений.
  • Является ли жалоба злоупотреблением процедурой? В некоторых случаях Комитет может рассматривать жалобы как необоснованные, сутяжнические или иным образом неуместно использующие процедуру рассмотрения жалоб и отклонять их как неприемлемые, например, если одно и то же лицо неоднократно обращается в Комитет по одному и тому же вопросу, когда предыдущие идентичные жалобы уже были отклонены.

Существо жалобы

После того как Комитет признает жалобу приемлемой, жалоба обычно передается государству-участнику, чтобы дать ему возможность высказаться. Государству предлагается представить свои замечания в установленные сроки. Два основных этапа в любом случае известны как этап «приемлемости» и этап «существа». Под «приемлемостью» дела понимаются формальные требования, которым должна удовлетворять жалоба, прежде чем Комитет сможет рассмотреть ее существо. «Существо» дела — это непосредственное рассмотрение дела, на основе которого Комитет принимает решение о том, были ли нарушены права предполагаемой жертвы по договору. После того как государство ответит на жалобу, заявителю предоставляется возможность высказать свои замечания и комментарии.

Затем Комитет приступает к ее рассмотрению по существу, излагая причины для вывода о том, что нарушение имело место или не имело места в соответствии с применимыми договорными положениями. Как отмечалось выше, ряд государств также сделали существенные оговорки, которые могут ограничить сферу охвата обязательств в области прав человека, которые они берут на себя в соответствии с договорами. В большинстве случаев Комитет отказывается рассматривать жалобы, относящиеся к областям, охватываемым оговоркой, хотя в исключительных обстоятельствах он может считать оговорку недопустимой и рассматривать дело, несмотря на предполагаемую оговорку.

Подать жалобу в Комитет ООН

Рассмотрение жалобы

Жалобы рассматриваются на закрытых заседаниях. Практика заключается в рассмотрении жалоб только на основе письменной информации, представленной заявителем и государством-участником. Комитет также не выходит за рамки информации, представленной сторонами, и не стремится к независимой проверке фактов.

В качестве общего правила и в целях ускорения процедуры комитеты рассматривают приемлемость жалобы совместно с существом дела. В этом случае применяется общая процедура, изложенная выше, то есть после получения и регистрации сообщения оно препровождается соответствующему государству-участнику, с тем чтобы оно имело возможность представить свои замечания в установленные сроки. Затем заявителю предоставляется возможность прокомментировать замечания государства-участника, после чего дело обычно готово для рассмотрения по существу Комитетом. Однако, бывают ситуации, когда Комитет принимает решение сначала рассмотреть приемлемость. В этом случае государству-участнику предлагается представить материалы по существу, если комитет признает жалобу приемлемой. В любом случае заявитель будет иметь возможность прокомментировать представления государства-участника по существу.

Как только Комитет принимает решение по данному делу, оно препровождается заявителю и государству-участнику одновременно. Один или несколько членов Комитета могут приложить к решению отдельное мнение, если они придут к выводу, отличному от заключения большинства, или, возможно, придут к такому же выводу, но по другим причинам. Текст любого окончательного решения по существу дела или решения о неприемлемости будет размещен на веб-сайте УВКПЧ в рамках решения Комитета.

Подать жалобу в Комитет ООН
Скачать образцы жалоб

Что происходит после того, как Комитет вынесет решение по делу?

Решения Комитета окончательны и обжалованию не подлежат.

Когда Комитет принимает решение о том, что представленные ему факты свидетельствуют о нарушении государством-участником прав заявителя по договору, он предлагает государству-участнику представить в установленные сроки информацию о шагах, предпринятых им для осуществления выводов и рекомендаций Комитета в течение 180 дней. Затем ответ государства препровождается заявителю для замечаний. Если государство — участник не принимает надлежащих мер, дело рассматривается Комитетом в соответствии с процедурой последующих действий. Таким образом, с государством-участником ведется диалог, и дело остается открытым до принятия удовлетворительных мер.

Когда Комитет принимает решение об отсутствии нарушения договора или о неприемлемости жалобы, дело закрывается.

Куда направлять жалобу?

Как уже указывалось ранее, с середины 2021 года жалобу (индивидуальное сообщение) в Комитет по правам человека должна быть направлена по электронной почте по адресу petitions@ohchr.org. Комитет обращает особое и самое пристальное внимание на то, что в электронном письме должна быть представлена неподписанная версия сообщения, выполненная с помощью программы Word. Бумажные сообщения не будут обрабатываться, если не будет обосновано отсутствие возможности представить сообщение в электронной форме. В таком случае жалобу «традиционным» способом следует направлять по адресу: Petitions and Inquiries Section, Office of the High Commissioner for Human Rights, United Nations Office at Geneva, 1211 Geneva 10, Switzerland.

Подать жалобу в Комитет ООН
Заказать оценку перспективсентября
Комитет ООН

Верховный суд подготовил обзор практики Комитета ООН по защите прав и основных свобод человека №1 (2022)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЗОР ПРАКТИКИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ОСНОВНЫХ СВОБОД ЧЕЛОВЕКА N 1 (2022) В силу пункта 10 постановления Пленума Верховного

Подробнее »
Комитет ООН

III Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 года

Нижеподписавшиеся, Уполномоченные Правительств, представленных на Дипломатической Конференции, которая заседала в Женеве с 21 апреля до 12 августа 1949 года с целью пересмотра Женевской конвенции от

Подробнее »
Комитет ООН

Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны

Принята 12 августа 1949 года Дипломатической конференцией для составления международных конвенций о защите жертв войны, заседавшей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949

Подробнее »
Комитет ООН

VI Гаагская конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий (действующая) от 18 октября 1907 года

Конвенция вступила в силу 26 января 1910 года. В ней участвуют 30 государств, в том числе Россия с 27 ноября 1909 года. Стремясь оградить безопасность

Подробнее »
Комитет ООН

IV Гаагская Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1899 года (в ред. 1907 года)

Принимая во внимание, что наряду с изысканием средств к сохранению мира и предупреждению вооруженных столкновений между народами надлежит равным образом иметь в виду и тот

Подробнее »
Нажмите, чтобы позвонить