+7 495 123 3447 | echr@cpk42.com
Мы в соц. сетях:

Международное Коммерческое право

Международное Коммерческое право

Новая реальность, пришедшая к нам в связи с развитием ситуации в Украине, смешала планы и прогнозы, разрушила сложившиеся деловые связи. Особенно много изменений для иностранных компаний, и тех то работал с ними, использовал в своей работе зарубежные комплектующие и программное обеспечение, вёл расчеты в валюте и осуществлял логистику через границы иностранных государств.

Разрушение сложившегося порядка, неопределенность, и невозможность строить среднесрочные и долгосрочные прогнозы по целому ряду направлений работы, а также боязнь утратить существующие позиции и не использовать открывающиеся возможности, заставляет многих искать специалистов – способных минимизировать потери и создать площадки для использования возможностей новой реальности.

Во многих ситуациях юристы и адвокаты нашего Центра международного права могут вам помочь, либо хотя бы прояснить ситуацию с точки зрения правовых рисков и возможностей (записаться на консультацию или обратиться за юридической помощью)

На самом деле всё не очень сложно, если подходить к ситуации системно. Если не касаться прогнозов, а брать лишь то, что нужно сделать «здесь и сейчас», то направления работы нужно сразу делить на две большие группы: Группу защиты и группу нападения.

По первому направлению – нужно сохранить то, что уже получено вами ранее, то, что имеете. При изменении системы расчетов, когда за отгруженный товар следует заплатить иную стоимость, при заморозке активов, при блокировке имущества, нужны меры превентивного характера. Т.е. в зависимости от природы явления и его правовой составляющей – требуется направить соответствующие уведомления, заявления и жалобы, которые позволять Вам, возможно не одномоментно, но в дальнейшем, когда экстремальный правовой режим санкций будет демонтирован, получить своё.

Так арест имущества и денежных средств на счетах зарубежными властями, на данный момент в большинстве случаев это лишь предварительные обеспечительные меры, после которых активы можно будет вернуть, но лишь по решению суда.

В конце февраля 2022 года в связи военным конфликтом в Украине США и Европейский союз заморозили активы ЦБ РФ, запрещены все операции, связанные с управлением резервами ЦБ РФ, в том числе и операции с юрлицами и госорганами, которые действуют от его имени. При этом под санкции попали не только государственные накопления и имущество, но и частный капитал, и не только в США и Европе, множество других стран, в феврале – марте 2022 года ввели санкции против российского бизнеса. Но пострадал не только бизнес, многие ограничения коснулись не только банковских счетов и собственности юридических лиц, но сбережений и имущества граждан.

Международное право характер вмешательство в принцип уважения имущества (неприкосновенности частной собственности) делит на три четких части: уничтожение, изъятие и ограничение.

В ситуации сегодняшнего дня характер вмешательства – это ограничения. Арестованные активы в иностранных государствах пока заморожены, но не присвоены. Что касается действий российских властей по отношению к иностранному имуществу, то тут всё развивается более стремительно и переход от обеспечительных мер и внешнего управления к национализации и перераспределению, может быть гораздо более стремительным чем через долгую судебную процедуру хотя и судебный вариант тоже не исключается (юристами и адвокатами нашего Центра действия в рамках таких дел, многократно отработаны по ряду процедур национализации имущества в Крыму 

Иностранными государствами как платформу, для заморозки счетов и блокировки имущества используются следующие общие нормы:

К специальным нормам можно отнести Директиву № 2 — Blocking Property With Respect To Specified Harmful Foreign Activities of the Government of the Russian Federation («Блокирование имущества в связи с указанной опасной зарубежной деятельностью правительства РФ») от 15 апреля 2021 года.

Также правоприменительными актами данной сферы права являются исполнительные указы президента США и решения OFAC (Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США).

Заморозка активов по реализации американских санкций, на основании ордера worldwide freezing order (ордер на заморозку активов по всему миру) вне рамок судебной процедуры (англо-американское право).

С точки зрения законодательства ЕС, правовой базой для санкций в отношении физических и юридических лиц является Регламент Совета Европейского Союза от 17.03.2014 № 269/2014 «Об ограничительных мерах в отношении действий, подрывающих или ставящих под угрозу территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины» . Этот документ действует напрямую для всех государств — членов ЕС без дополнительных нормативных актов и судебных решений.

Процедура заморозки, применяемая в Европе, несколько отличается. Арест применяется, осуществляется как обеспечительная мера. Далее, как правило, прокуратура обращается в суд с иском и доказывает незаконность получения активов.

Европейские страны входящие в Европейский союз и присоединившиеся к санкциям против России действуют, основываясь на ст. 21 и ст. 29 Договора о Европейском союзе. Статья 21 договора содержит общие ценности, которые должны защищаться членами Европейского союза. При этом Совет Европейского союза признает, что санкции могут распространяться и на лиц, связанных с теми, кто отвечает за незаконные действия государств. Вместе с тем, в отдельных случаях это может противоречить статье 17 Хартии Европейского союза по правам человека, согласно которой, каждое лицо вправе иметь в своей собственности имущество, приобретенное на законных основаниях, пользоваться, распоряжаться им и завещать его. Никто не может быть лишен своей собственности, кроме как по соображениям общественной пользы, в случаях и на условиях, предусмотренных законом, и с выплатой в разумный срок справедливого возмещения за ее утрату.

Соответственно, если ваш бизнес попал под санкции, очевидным является необходимость своевременно и правильно (под «правильно» понимается: с применением закона подлежащего применению, надлежащему органу и в надлежащем порядке) подать соответствующие документы (заявление, жалобу, требование).   Ситуация может быть разрешена успешно, в следующих случаях:

 — санкционный закон применен не точно, с искажением его конкретных положений;

— фактические обстоятельства не соответствуют выводам, но основании которых были применены санкции;

— применение санкционного закона противоречит другим, имеющим более высшую силу, общепризнанным принципам международного права.    

Если, в настоящее время санкции не коснулись вашего бизнеса, но такой риск есть, то про превентивные меры обеспечения безопасности сделок и бизнеса можете прочитать № 1.

Заказать анализ ситуации у международных юристов нашего Центра или записаться на консультацию ссылка

Второе направление – это использование возможностей. Запрет деятельности иностранных партнеров (как ввиду иностранных санкционных ограничений, так и ввиду мер, предпринятых российскими законодателями). Изменение валютного регулирования и курса, транспортной логистики, работы иностранных специалистов, введение новых правовых режимов, создают возможности к изменению условий, либо расторжению ранее заключенных договоров с получением выгоды или во избежание убытков. 

 Правильный анализ ситуации, позволяет подготовить соответствующие правовые позиции, на основании которых составляются соответствующие письма для контрагентов, обеспечивающие фундамент конструктивного диалога к изменению условий ранее заключенных соглашений в вашу пользу, либо формирующие позицию минимизирующую негативные последствия судебного разбирательства в случае неисполнения вашей фирмой условий договора. 

Заказать анализ ситуации у международных юристов нашего Центра или записаться на консультацию

Статьи подразделы:

  1. Превентивные меры обеспечения безопасности сделок и бизнеса
  2. Управление коммерческой недвижимостью
  3. Разрешение споров, связанных с договором аренды в ТЦ
  4. Разрешение споров, связанных с договором поставки 
  5. Снятие ареста с денежных средств и недвижимости
  6. Путеводитель по санкциям и ограничениям

Базовые правовые акты по санкциям:

Закон о противодействии противникам Америки через санкции (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act (CAATSA)

Регламент Совета Европейского Союза от 17.03.2014 года 269/2014 об ограничительных мерах в отношении действий подрывающих или ставящих под угрозу территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины  

«Закон о введении санкций в отношении Российской Федерации, предоставлении дополнительной помощи Украине и в других целях»

Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях (англ. International Emergency Economic Powers Act (IEEPA)) США

Приказ президента США № 14024 от 15.04.2021 Блокирование имущества в связи с указанной опасной зарубежной деятельностью Правительства РФ

Ссылки на полезные ресурсы:

Навигатор по санкциям

Заявка на оценку рисков вашего бизнеса (аналитика с предоставлением правового заключения):    Оставить заявку

Нажмите, чтобы позвонить