Волна новостей о грядущих изменениях российской Конституции в части примата международных норм закономерно породила опасения, что Россия планирует отказаться от исполнения решений ЕСПЧ. Однако более детальный анализ законопроекта и действующих национальных норм позволяет утверждать, что на сегодняшний день риски подобного развития событий минимальны.
Изменения, являющиеся темой данной статьи, не затронут ни основ государственного строя, закрепленных в первой главе Конституции, ни перечня прав человека, данного во второй главе.
Первое нововведение – это дополнение к статье 79 Конституции, гласящее: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации». Речь идет об «истолковании» положений международных договоров другими странами-участниками, для подписания которых Россией, согласно действующей редакции Конституции, в любом случае необходимо исключить любые противоречия положениям первой и второй глав Конституции РФ.
Второе изменение касается механизма реализации ограничений, внесенных в статью 79, а именно — полномочий Конституционного Суда РФ, закрепленных в статье 125 Конституции. Дополнение к части 5 данной статьи позволит Конституционному Суду разрешать вопросы о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации.
При этом неизменным остается текст статьи 15 Конституции, согласно которой «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. … Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Ранее Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Конституция Российской Федерации, формулируя право на судебную защиту, не исключает, а, напротив, предполагает возможность исправления судебных ошибок и после рассмотрения дела в той судебной инстанции, решение которой отраслевым законодательством может признаваться окончательным в том смысле, что согласно обычной процедуре оно не может быть изменено. Именно такой вывод вытекает из статьи 46 (часть 3) Конституции Российской Федерации, признающей за каждым право обращаться в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации сохраняют свою силу и согласно статье 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» являются обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти на всей территории Российской Федерации.
Как видно из текста Конституции, национальное законодательство разграничивает понятие Конституции и закона. При этом именно законы являются инструментом защиты прав человека, гарантируемых Конституцией. Таким образом, нововведения в том виде, в котором они представлены сейчас, не могут повлечь за собой существенных изменений в механизмах реализации решений ЕСПЧ.
Решения ЕСПЧ по прежнему останутся основанием для пересмотра национальных судебных актов в связи с новыми обстоятельствами, появление которых влечет за собой пересмотр вступившего в силу решения национальных судов в соответствии со статьями 413 УПК РФ, 350 КАС РФ, 311 АПК РФ.
Также остается в силе Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
«О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», согласно статье 2 которого в федеральном бюджете предусмотрено «необходимое увеличение расходов на содержание федеральной судебной системы и пенитенциарной системы, органов юстиции Российской Федерации, органов прокуратуры Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации в целях приведения правоприменительной практики в полное соответствие с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из участия в Конвенции и Протоколах к ней».
За 20 лет, с 1998 по 2018, Россия выплатила гражданам, чьи права по мнению ЕСПЧ были нарушены, около 200 миллионов евро. В 2019 году, согласно данным Минюста, в федеральном бюджете предусмотрено 600 000 000 рублей для производства выплат по решениям ЕСПЧ. Согласно п.5 ч.1 статьи 21 Федерального закона о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, N 380-ФЗ, сумма останется неизменной в 2020, 2021 и 2022 годах.
На самом высоком уровне неоднократно заявлялось, что «Россия последовательно выполняла и будет выполнять все свои международно-правовые обязательства и оставаться ответственным членом международного сообщества.
Таким образом, нет оснований полагать, что нововведения в том виде, в котором они представлены на сегодняшний день, свидетельствуют о нежелании России исполнять решения ЕСПЧ. В первую очередь изменения направлены на создание механизма избирательного применения, дающие правовые основания на защиту от решений ЕСПЧ, принятых в рамках международного политического контекста (скорее всего по делу «Украина против России» касающегося Крыма), и не затронут защиту прав обычных граждан.