Можно ли добиться исполнения решения ЕСПЧ и выплаты присужденной компенсации после того, как Россия отказалась исполнять решения ЕСПЧ.
16 сентября 2022 года Россия перестала быть Стороной Европейской конвенции о правах человека, и в соответствии с принятыми 11 июня 2022 года 180 и 183 Федеральными законами, не исполняет решения Европейского суда, вынесенные после 15 марта 2022 года.
Таких неисполненных решений, в настоящее время, уже больше двух тысяч. ЕСПЧ по-прежнему компетентен рассматривать жалобы против России, касающиеся действий или бездействия, которые могут представлять собой нарушение Европейской конвенции о правах человека, при условии, что они имели место до 16 сентября 2022 года.
На конец 2022 года в Европейском суде находилось на рассмотрении 17 450 жалоб в отношении Российской Федерации. При этом, согласно Европейской конвенции о правах человека Россия обязана исполнять решения и постановления ЕСПЧ, тоже самое прямо следует из конституционных обязанностей государства, прямо указанных в ст. 15, 46, 55 Конституции РФ.
Учитывая, что рассмотрение дел в Европейском суде – процедура довольно долгая, податели жалоб продолжают получать решения ЕСПЧ в которых им присуждается та или иная денежная сумму, и устанавливается нарушение Конвенции. Так по делам, которые ведутся по жалобам составленным нашим Центром, не проходит и месяца, чтобы не было вынесено решение ЕСПЧ о компенсации. Соответственно (особенно если речь идет о компенсациях в крупных денежных суммах) у заявителей возникают вопросы, как добиться исполнения решения ЕСПЧ?
Из реально доступных способов у таких заявителей остался только один законный механизм – Комитет ООН. Российская Федерация остается членом Организации Объединенных Наций и участником ряда документов ООН по правам человека, признает компетенцию и не отказывается от исполнения решений Комитета ООН по правам человека и ряда других Комитетов ООН. При этом Пакт о гражданских и политических правах, практически полностью (за некоторыми исключениями, связанными с защитой экономических прав) практически полностью повторяет Европейскую конвенцию.
Есть ли иные способы? Есть, и мы кратко перечислим их, а также обозначим — почему они не работают или сопряжены с рисками:
Конституционный Суд РФ. Действительно, ещё год назад, были какие-то надежды, что ввиду прямого противоречия Конституции РФ в законы о неисполнении решений ЕСПЧ будут внесены изменения, либо созданы альтернативные национальные механизмы, позволяющие разрешить поднятые в поданных в ЕСПЧ жалобах вопросы. Нашим Центром по итогу отказа в исполнении рядя решений ЕСПЧ была сформирована жалоба в Конституционный Суд РФ (подробнее в специализированной группе в ВК ) однако КС РФ уклонился в этот раз от рассмотрения поднятых в жалобе вопросов и вынес Определение № 1834-О от 20.07.2023 года, которым рассеял иллюзии о возможности воссоздания или введения альтернативного механизма исполнения решений ЕСПЧ.
Генеральная прокуратура РФ. Именно этот орган, заменивший в данном функционале Минюст, последнее время занимался выплатами компенсаций по решениям ЕСПЧ, до принятия 180-ФЗ и 183-ФЗ. Но сейчас, в любом случае, при обращении в Генеральную прокуратуру РФ с заявлением о выплате компенсации, Вы получите отказ, обжаловать этот отказ бессмысленно. Вместе с тем в рекомендациях ЕСПЧ, обращение в прокуратуру за компенсацией прямо указано, в числе рекомендуемых действий, таким образом писать заявление, пожалуй, стоит, денег не получите, но будет подтверждение, что обращались за выплатой.
Обращение в российские суды общей юрисдикции. Теоретически, ряд решений ЕСПЧ, прежде всего касающихся нарушений ст. 3 Конвенции, можно реализовать в национальном судопроизводстве. Тут много зависит о самого характера нарушения, которое было предметом рассмотрения, а также сроков. Например, по обжалованию условий содержания, можно подать административный иск в порядке 227.1 КАС РФ, а в некоторых случаях действовать следует в рамках искового производства в порядке ст. 1069, 1070 ГК РФ. Однако, во всех случаях, полноценно опираться на решение ЕСПЧ и требовать указанную там сумм не получиться, скорее это будет получение компенсации за допущенное нарушение, где постановление Европейского суда, будет лишь одним из доказательств.
Кабинет Министров Совета Европы. Данный международный орган прямо ответственный за исполнение решений ЕСПЧ, разработавший ряд предложений по реализации решений ЕСПЧ вынесенных в отношении России (см. Приложение), на необходимость обращения в который прямо указывается в рекомендациях ЕСПЧ, в случае неисполнения решений ЕСПЧ. Разумеется, Россия, в настоящее время никаких рекомендаций Кабинета Министров СЕ не выполняет и выполнять не собирается. Есть вероятность, что Кабинет Министров разработает механизмы принудительного исполнения, с учетом возможности использования арестованных средств активов Российской Федерации за рубежом. Вместе с тем, можно предполагать, что получение такой компенсации российским гражданином, будет весьма отрицательно воспринято российскими властями, с возможным возникновением негативных последствий для получателя.
Таким образом, из доступных и безопасных механизмов – остается только Комитет ООН. После вынесения решения ЕСПЧ срок обращения составляет 3 года (для тех, кто использовал лишь национальные средства защиты – 5 лет). Жалобу следует составлять на нарушение статьи Пакта соответствующей, тому нарушению по которому дело было рассмотрено в ЕСПЧ: ст. 3 Конвенции – это ст. 7 Пакта (запрет пыток и жестокого обращения), а для содержащихся под стражей ст. 10 Пакта, ст. 5 Конвенции – это ст. 9 Пакта (право на свободу и неприкосновенность), ст. 6 Конвенции – это ст. 14 Пакта (право на справедливое судебное разбирательство) и так далее (подробнее ознакомиться с особенностями подачи жалобы в Комитет ООН или поручить составить жалобу в этом разделе ).
Также, в жалобе следует указать на отказ исполнения решения ЕСПЧ Российской Федерацией и приложить в доказательство отказ прокуратуры, или указать на бессмысленность такого обращения – так как средство правовой защиты от неисполнения в национальном законодательстве отсутствует.
Подав жалобу в Комитет ООН и дождавшись её рассмотрения (срок рассмотрения в Комитете ООН долгий – несколько лет, но есть надежда, что дела, по которым есть решение ЕСПЧ, где установлены все имеющие значение факты и дана правовая оценка будут рассмотрены без существенных задержек), с решением Комитета ООН можно обращаться для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам, с учетом позиций Конституционного Суда РФ (Определение № 1248-О от 28.06.2012 года) и Верховного Суда РФ (Определение от №46-КГ17-24 от 24.07.2017 года) и за получением компенсации.
К слову, сам Кабинет Министров, в своих предложениях, также видит возможность реализации решений ЕСПЧ, преимущественно через механизмы ООН (см. п. 12 в Приложении), поскольку из имеющихся международных механизмов Россия исполняет только решения Комитетов ООН. Верховный Суд РФ, также формирует свои Обзоры и международную практику, исключительно основываясь на практике данных Комитетов (см. подготовленные ВС РФ обзоры международной практики за 2023 – 2024 год:
Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека № 6 (2023)
Обзор практики Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (2023 год)
Приложение
Предложения по возможной стратегии надзора за исполнением дел, рассматриваемых против Российской Федерации
I.Введение
1.Напоминаем, что Российская Федерация перестала быть членом Совета Европы с 16 марта 2022 года (Резолюция CM/Res(2022)2), а участницей Конвенции — с 16 сентября 2022 года. Комитет продолжает осуществлять надзор за исполнением соответствующих постановлений и мировых соглашений, а Российская Федерация обязана их исполнять (§ 7 Резолюции CM/Res(2022)3).
2.В свете этого продолжающегося обязательства по исполнению решений Суда, Департамент по исполнению постановлений Европейского суда по правам человека (ДИП) продолжал направлять письма российским властям с просьбой предоставить информацию о делах, о планах действий/отчетах, и пересылать властям сообщения, полученные в соответствии с Правилом 9. Однако, начиная с 3 марта 2022 года, российские власти прекратили всякую связь с Секретариатом.
3.В соответствии с пунктом 7 Резолюции CM/Res(2022) «предполагается продолжение участия Российской Федерации в заседаниях Комитета министров, когда последний осуществляет надзор за исполнением постановлений, с целью предоставления и получения информации относительно постановлений, когда она является государством-ответчиком или государством-заявителем, без права участия в принятии решений Комитетом и голосования». Однако до сих пор Россия не участвовала в заседаниях Комитета министров по правам человека, и не ожидается, что она будет участвовать в обозримом будущем.
4.В этой связи следует отметить, что 11 июня 2022 года в Российской Федерации вступил в силу новый закон, касающийся исполнения судебных решений. В нем говорится, что из-за «процедурно неправильного исключения» Российской Федерации из Совета Европы Комитет министров не может настаивать на обязательствах России, вытекающих из правовых документов Совета Европы, вследствие чего решения Европейского суда, вступившие в законную силу после 15 марта 2022 года, не подлежат исполнению и не могут служить основанием для возобновления производства. Присужденная справедливая компенсация может быть выплачена до 1 января 2023 года по делам, вступившим в законную силу до 15 марта 2022 года. Однако выплата будет производиться в рублях и только на банковские счета в России.
5.На своем 1436-м заседании по правам человека (июнь 2022 года)б Комитет рассмотрел предыдущую информационный документ, подготовленный ДИП, о предложениях по возможной стратегии в отношении надзора за исполнением дел, рассматриваемых против Российской Федерации, и принял решение CM/Del/Dec(2022)1436/A2a.
II. Текущая ситуация с делами, ожидающими исполнения
6.В настоящее время на рассмотрении Комитета министров находится 2 227 дел против России, которые Российская Федерация должна выполнить. Они распределяются следующим образом:
Дела в усиленной процедуре: 1 223 (48 групп);
Дела в стандартной процедуре: 863;
Новые дела: 191
7.С 16 марта 2022 года Европейский суд продолжает выносить постановления по делам против Российской Федерации, устанавливая нарушения по широкому кругу статей Конвенции. Среди важных ведущих постановлений, можно назвать решения по делу «Экодефенс и другие» о применении Закона об иностранных агентах к НПО и «Таганрогское ЛРО и другие» о мерах, принятых против свидетелей Иеговы.
8.Комитет продолжает классифицировать новые дела (242 дела с 16 марта 2022 года, включая 81 дело, предложенное для классификации на заседании по правам человека в декабре 2022 года) и рассмотрел в общей сложности 18 дел на заседаниях по правам человека в июне, сентябре и декабре на основе пояснительных нот и проектов решений, подготовленных Секретариатом.
9.В настоящее время не предлагается изменять этот подход. Продолжая принимать решения и промежуточные резолюции, Комитет может продолжать подчеркивать обязанность Российской Федерации исполнять решения Суда.
III.Более тесное сотрудничество с гражданским обществом и международными организациями
10.В отсутствие сообщений от властей информация, предоставляемая НПО, остается жизненно важным ресурсом, позволяющим Комитету быть в курсе ситуации в Российской Федерации. 14 октября 2022 года состоялся онлайн обмен мнениями между сотрудниками ДИП и рядом базирующихся в России НПО, чтобы изучить возможности поддержания и расширения сотрудничества с гражданским обществом в связи с вопросами, поднятыми в российских делах, находящихся на рассмотрении Комитета.
11.Чтобы помочь Комитету в выполнении его функции по Статье 46 § 2 Конвенции в отношении дел против России, Комитет, возможно, проведет аналогичный обмен мнениями с соответствующими НПО в отношении ситуации в Российской Федерации, а также с любыми соответствующими НПО из Республики Молдова, занимающимися рассмотрением жалоб по Конвенции от людей, проживающих в Приднестровском регионе Республики Молдова. Секретариату может быть поручено подготовить более подробные предложения в этом отношении с целью проведения такого обмена в начале 2023 года.
12.Российская Федерация остается членом Организации Объединенных Наций и участником ряда документов ООН по правам человека, имеющих свои собственные механизмы мониторинга. Некоторые из этих органов занимаются вопросами, которые также поднимаются в делах Европейского суда и ожидают исполнения. Например, насильственные исчезновения в Чечне и неспособность расследовать их или искать пропавших без вести людей, одни из центральных вопросов, отслеживаемых Комитетом в группе дел Хашиев, также относятся к компетенции Рабочей группы ООН по насильственным или недобровольным исчезновениям (UNGWEID). Недостатки в защите, предоставляемой женщинам от бытового насилия, на которые обратил внимание Комитет в группе дел Володина, также относятся к компетенции Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDAW). Улучшение синергии с такими органами могло бы обеспечить Комитет более актуальной информацией, а также, возможно, альтернативными каналами для реализации мер, необходимых для исполнения дел ЕСПЧ. Секретариату может быть поручено расширение контактов с соответствующими органами ООН и отчеты перед Комитетом в контексте соответствующих дел.
IV.Эффективное доведение информации до общественности и реестр невыполненных обязательств
13.В отсутствие коммуникации и сотрудничества со стороны государства-ответчика особенно важно найти эффективные способы информирования заявителей и общественности о процессе исполнения решений по делам против Российской Федерации. С этой целью ДИП активно использует свой сайт и аккаунт в Твиттере для публикации отдельных новостей на русском и двух официальных языках Совета Европы о решении Комитета продолжить рассмотрение российских дел; решениях и промежуточных резолюциях, принятых в ходе заседаний по правам человека по российским делам; практической информации о почтовых услугах; и запросе информации у заявителей о выплатах справедливой компенсации.
14.На сайте ДИП информация и статистика по делам против Российской Федерации, как государства, не являющегося членом, представлена отдельно. Предлагается дополнить эту информацию двумя особыми документами, которые позволили бы немедленно выяснить характер и объем невыполненных обязательств Российской Федерации по Европейской конвенции.
15.Первым таким документом может стать общий информационный документ, в котором будут изложены индивидуальные и общие меры, необходимые для эффективной реализации всех рассматриваемых российских дел, находящихся как под усиленным, так и под стандартным надзором.
16.Во-вторых, предлагается создать реестр невыполненных решений о справедливой компенсации, периодически обновляемый, чтобы показать сумму начисленных процентов за просрочку. Приоритет при создании этого реестра может быть отдан справедливой компенсации, причитающейся по межгосударственным делам.
V.Возможное закрытие дел
17.На своем последнем обсуждении стратегии по российским делам в июне, Комитет выразил мнение, что дела, которые готовы к закрытию, будут по-прежнему представляться Комитету с соответствующими проектами окончательных резолюций для принятия на заседаниях по правам человека. С февраля 2022 года три дела были таким образом закрыты на основании отчета о действиях и информации о платежах, ранее предоставленными властями.
18.Согласно методам работы, закрытие дела возможно только после получения отчета о действиях от соответствующих властей (или информации об оплате для случаев дружественного урегулирования без других обязательств). Комитету предлагается рассмотреть вопрос о том, желает ли он в нынешних обстоятельствах закрыть дела против России, по которым власти не представили отчет о действиях или другую информацию, но где из общедоступной информации или из материалов, представленных заявителями или НПО, ясно, что необходимые меры были приняты. Очень немногие случаи могут соответствовать этим критериям. Если Комитет пожелает действовать таким образом, Секретариат мог бы включить в проект окончательной резолюции резюме мер, о которых известно, что они были приняты.
VI.Подведение итогов и будущая стратегия
19.Секретариат намерен провести полную инвентаризацию всех рассматриваемых дел с целью подготовки информационного документа, упомянутого в § 15, а также с целью перегруппировки дел по широким тематическим направлениям. После завершения этой работы Комитет, возможно, пожелает пересмотреть свою стратегию в отношении рассмотрения российских дел; в частности, на этом этапе он может рассмотреть возможность принятия более общих решений, касающихся более крупных групп дел.
Оригинал приложения можно посмотреть здесь.