Копенгагенская декларация о будущем Европейского Суда

По инициативе Дании, председательствующей в Комитете Министров Совета Европы, 12 и 13 апреля 2018 года в г. Копенгаген состоялась конференция по реформе конвенционной системы. По завершении конференции была принята совместная Декларация, выдержки из которой представлены ниже.
Государства-участники Конвенции о защите прав человека и основных свобод далее –Конвенция) вновь подтверждают свою глубокую и неизменную приверженность к Конвенции и к осуществлению своих обязательства по ней обеспечивать каждому лицу, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, закрепленные в Конвенции. Они также подтверждают свою твердую приверженность праву на индивидуальную жалобу в Европейский Суд по правам человека (далее – ЕСПЧ, Европейский Суд) как краеугольный камень конвенционной системы защиты прав и свобод.
Конвенция внесла существенный вклад в защиту и поощрение прав человека и верховенство права в Европе с момента ее создания и сегодня она играет центральную роль в поддержании демократической безопасности и в улучшении процесса управления на всем континенте.
Процесс реформирования, начатый в г. Интерлакене в 2010 году и продолженный на Конференциях в г. Измире, г. Брайтоне и г. Брюсселе предоставили важную возможность определить будущее движение конвенционных реформ и обеспечить ее устойчивость. Государства-участники подчеркнули необходимость обеспечения эффективной, целенаправленной и сбалансированной конвенционной системы, когда они эффективно осуществляют имплементацию Конвенции на внутригосударственном уровне и когда Европейский Суд может сосредоточить свои усилия на выявлении серьезных или массовых нарушений, системные и структурные проблемы, важные вопросы толкования и применения Конвенции.
Процесс реформирования стал позитивным мероприятием, которое привело к значительным изменениям в конвенционной системе. Были достигнуты важные результаты, в частности, путем обращения к необходимости в более эффективном осуществлении на национальном уровне, повышение эффективности Суда и укрепление принципа субсидиарности. Тем не менее, конвенционная система по-прежнему сталкивается с проблемами. Государства-участники остаются привержены к рассмотрению вопросов эффективности системы Конвенции и принятию всех необходимых мер для обеспечения ее эффективного функционирования, в том числе путем обеспечения адекватного финансирования.
Было решено, что до конца 2019 года Комитет Министров должен решить, являются ли принятые до настоящего времени меры достаточными для обеспечения устойчивого функционирования контроля за соблюдением Конвенции или существует необходимость в более глубоких изменениях. Приближаясь к этой дате, необходимо подвести итоги процесса реформ с целью рассмотрения текущих и будущих задач.
Общая ответственность — обеспечение надлежащего баланса и усиление защиты
Поэтому конференция:
Напоминает о концепции совместной ответственности, которая направлена на достижение баланса между внутригосударственной и европейской системой защиты, на повышенную защиту прав, с наличием более эффективной функции превенции нарушений и эффективных средств правовой защиты, доступных на национальном уровне.
Вновь заявляет, что укрепление принципа субсидиарности не направлено на ограничение или уменьшение защиты прав человека, а подчеркивает ответственность национальных властей гарантировать права и свободы, изложенные в Конвенции. Отмечает в этой связи, что наиболее эффективным средством борьбы с нарушениями прав человека является борьба с нарушениями на национальном уровне, и что способствование лицам, принимающим решения на национальном уровне, чтобы последние взяли на себя ведущую роль в поддержании стандартов Конвенции, лишь повысит права человека.
Настоятельно рекомендует без каких-либо дальнейших задержек ратифицировать протокол № 15 к Конвенции тем государствам, которые еще не сделали этого.
Эффективная внутригосударственная имплементация — ответственность государств
Поэтому конференция:
Подтверждает твердую приверженность государств-участников по выполнению своих обязательств в части имплементации и соблюдения Конвенции на национальном уровне.
Призывает Государства-участники продолжать укреплять имплементацию положений Конвенции на национальном уровне в соответствии с предыдущими декларациями, особенно в связи с брюссельской декларацией «Имплементация Европейской конвенции о правах человека – наша общая ответственность» и докладом руководящего Комитета по правам человека Комитета Министров о долгосрочном будущем Конвенции; в частности, посредством:
— создания и совершенствования эффективных внутренних средств правовой защиты, специального или общего характера на предполагаемые нарушения прав и свобод, предусмотренных Конвенцией, особенно в ситуациях с серьезными системными или структурными проблемами;
— обеспечения при надлежащем участии национальных парламентов того, что проводимая политика и законодательство в полной мере не противоречит Конвенции, в том числе путем проведения систематических проверок на ранней стадии процесса совместимости законопроектов и административной государств судебной практики Суда.
— уделения первоочередного внимания профессиональной подготовке, в частности судей, прокуроров и других государственных служащих, должностных лиц и информационно деятельности, касающейся Конвенции в целях развития знаний и опыта национальных органов власти и судов для применения Конвенции на национальном уровне;
— содействия переводу прецедентного права и правовых материалов Суда на соответствующие языки, что способствует более широкому пониманию принципов и стандартов Конвенции.
Европейский надзор как роль суда
Поэтому конференция:
Приветствует усилия Суда, направленные на повышение ясности и последовательности его постановлений.
Приветствует усилия Суда, направленные на обеспечения того, чтобы давать толковании Конвенции внимательно и сбалансировано.
Приветствует дальнейшее развитие принципа субсидиарности и доктрины поля усмотрения.
Взаимодействие между национальным и Европейским уровнями — необходимость диалога
Поэтому конференция:
Подчеркивает необходимость диалога как на судебном, так и на политическом уровнях в качестве средства обеспечения укрепления взаимодействия между национальными властями и ЕСПЧ.
Приветствует:
а) будущее вступление в силу протокола № 16 к Конвенции;
  1. b) создание Судом сети высших судов для обеспечения обмена информацией о Прецедентном праве Конвенции и поощряет ее дальнейшее развитие.
Проблема рабочей нагрузки — необходимость дальнейших действий
Расширение возможностей по рассмотрению растущего числа жалоб является главной целью нынешнего процесса реформ.
Когда был начат Интерлакенский процесс, число жалоб, находящихся на рассмотрении Суда составляло более 140 000. С тех пор Суду удалось сократить это число несмотря на непрерывное большое количество новых жалоб. Это развитие свидетельствует о высокой способности суда реформировать и совершенствовать свои методы работы.
Несмотря на заметные результаты, рабочая нагрузка на Суд по-прежнему вызывает серьезную озабоченность. Основная задача заключается в сокращении большого числа накопившихся в палатах дел. С учетом текущий годовой работы в отношении таких дел, это может занять несколько лет.
Вступление в силу Протокола № 16, скорее всего, еще больше увеличат объем работы суда в среднесрочной перспективе, но в конечном итоге должны сократить его в долгосрочной перспективе.
Поэтому конференция:
Приветствует усилия Суда по сокращению в рассмотрении накопившихся дел, в том числе, путем постоянной разработки применяемых методов работы.
Напоминает, что право на индивидуальную жалобу остается краеугольным камнем Конвенции. Напоминает, что право на индивидуальное применение остается краеугольным камнем системы Конвенции. Любые будущие реформы и меры должны определяться необходимостью дальнейшего укрепления быстрого и эффективного рассмотрения нарушения Конвенции.
Выражает серьезную озабоченность в связи с большим числом жалоб, все еще находящихся на рассмотрении Суда.
Отмечает, что в предстоящие годы необходимо предпринять дальнейшие шаги для гармоничной рабочей нагрузки Суда.
Отбор и выборы судей — важность сотрудничества
Главная трудность обеспечения долгосрочной эффективности Конвенции заключается в обеспечении того, что судьи ЕСПЧ имеют признанный авторитет в области национального и международного права.
В рамках нынешнего процесса реформ Комитет Министров рассмотрел эту проблему, в частности, создав консультативную группу экспертов по кандидатам для избрания судьей Европейского Суда, и приняв руководящие принципы отбора кандидатов. Парламентская Ассамблея также предприняла важные шаги для решения этой проблемы, прежде всего путем создания Комитета по выборам судей Европейского Суда по правам человека.
Как заключил руководящий Комитет по правам человека в своем докладе за 2017 год: несмотря на достигнутый прогресс в области отбора и выборов судей, все еще имеются возможности для улучшения в нескольких сферах.
Перевод избранных фрагментов Копенгагенской декларации – Гуляев К.С. Оригинальный текст на английском языке размещен на сайте Европейского Суда. 

Оставьте комментарий

Нажмите, чтобы позвонить