Международные и национальные средства защиты активов иностранных инвесторов
Защита активов может быть доступна иностранным инвесторам в рамках системы арбитража между инвестором и государством и внутренних средств правовой защиты.
Защита активов при инвесторе-Государственный арбитраж
Система арбитража между инвестором и государством может помочь:
- оградить иностранных инвесторов от убытков; или
- возмещение понесенных убытков,
в результате ввода российских войск на Украину, последовавших санкций и реакции России на такие меры.
Арбитражная система «инвестор-государство» обеспечивает защиту и средства правовой защиты в соответствии с международным публичным правом для инвесторов (физических или юридических лиц) одного государства, осуществляющих инвестиции в другом государстве. Структура системы состоит из договоров между государствами (международные инвестиционные соглашения или “МИС”), которые предоставляют иностранным инвесторам (i) ряд правовых средств защиты (независимо от каких-либо договорных средств защиты) и (ii) доступ к арбитражу для разрешения споров, связанных с нарушением этих средств защиты государством, в котором иностранный инвестор сделал свои инвестиции. Полученное в результате арбитражное решение, называемое “арбитражным решением”, является обязательным и подлежащим исполнению во многих странах в соответствии с различными другими договорами, наиболее известными из которых являются Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств и Нью—Йоркская конвенция, причем последняя применяется к России.
МИС, участником которых является Россия, как правило, предоставляют ряд мер защиты квалифицированным иностранным инвесторам. В частности, они:
- требовать от России, чтобы иностранные инвесторы могли свободно переводить свои средства. Таким образом, ограничение возможностей иностранных компаний и физических лиц переводить средства за пределы России может представлять собой нарушение обязательств России по свободному переводу средств.
- как правило, требуется, чтобы Россия предлагала иностранным инвесторам не менее благоприятный режим, чем режим, который она предлагает своим гражданам или гражданам других государств. Некоторые из ответных мер, введенных Россией для противодействия санкциям, специфичны для иностранных инвесторов санкционных стран. Поскольку существует дифференцированный режим, основанный на государстве регистрации или национальности иностранного инвестора, Россия может нарушать соответствующие обязательства по своим МИС.
- защита от незаконной экспроприации. В широком смысле экспроприация происходит, когда государство осуществляет меры, которые—прямо или косвенно—приводят к существенному лишению иностранного инвестора возможности пользоваться своими инвестициями. Российское вторжение в Украину является событием sui generis, поскольку оно связано с арбитражем между инвестором и государством. Россия вторглась в Украину незаконно и с полным осознанием того, что многие государства в результате введут разрушительные санкции. Возможно, что в этом контексте российское вторжение в Украину само по себе будет представлять собой соответствующую экспроприационную меру. В качестве альтернативы, если Россия примет более традиционные экспроприационные меры, как предполагают недавние сообщения в СМИ, она также может нарушить свое обязательство не экспроприировать незаконно инвестиции иностранных инвесторов.
- часто включают пункт, который защищает иностранных инвесторов от убытков, понесенных во время войны, гражданских беспорядков, чрезвычайного положения или других исключительных обстоятельств. Иногда эти положения не предусматривают позитивного права на компенсацию. Вместо этого они просто требуют, чтобы Россия компенсировала иностранному инвестору соответствующие убытки не меньше, чем она компенсирует внутренним инвесторам или инвесторам из другого государства. Однако некоторые МИС могут предусматривать позитивное право на компенсацию. Если иностранный инвестор защищен МИС, содержащей такое положение, Россия может нарушить свое обязательство по предоставлению адекватной компенсации убытков, вызванных нанесением ущерба российской экономике иностранными санкциями.
- -иногда требуется, чтобы Россия относилась к иностранным инвесторам и их инвестициям справедливо и справедливо. Это обязательство защищает иностранных инвесторов от произвольных, дискриминационных, неясных и необоснованных мер, а также от отказов в правосудии со стороны судебных или других государственных органов. Из-за широты обязательства по справедливому и равноправному обращению многие действия, которые нарушают другие обязательства, также могут быть несправедливыми и несправедливыми. Обязательство по справедливому и равноправному обращению также охватывает действия, не подпадающие под действие других обязательств по МИС.
В России действуют МИС с различными государствами. Если государство происхождения инвестора не имеет действующего МИС с Россией, инвестор все еще может быть защищен, если дочерняя компания зарегистрирована в государстве, которое является участником российского МИС. Таким образом, несмотря на отсутствие МИС между США и Россией, если у американского инвестора есть, например, итальянские или голландские посреднические компании, он может полагаться на свою национальность, чтобы требовать защиты и подавать иск об арбитраже между инвестором и государством.
Инвесторы, которые обеспокоены защитой своих активов в России, должны (i) проверить свою корпоративную структуру и наличие защиты IIA, (ii) тщательно документировать свои внутренние решения (в том числе относительно потенциального выхода), (iii) помнить, что любые документы, подготовленные в настоящее время (включая оценку местного бизнеса),могут быть раскрыты в ходе любого арбитражного разбирательства, и (iv) вести одновременные письменные отчеты обо всех обсуждениях с российским правительством или российскими государственными организациями и обеспечивать, чтобы соответствующие записи были доступны за пределами России.
В зависимости от широты положения о разрешении споров в соответствующем российском МИС иностранные инвесторы могут предъявлять арбитражные иски к России за нарушение некоторых или всех вышеупомянутых обязательств. В соответствии с Нью-Йоркской конвенцией полученное арбитражное решение может быть исполнено во внутренних судах более 160 других стран. Всегда сложно найти активы, которые не защищены от принудительного исполнения суверенным иммунитетом и принадлежат соответствующему государству, а не его стопроцентным предприятиям. В то же время нынешний режим санкций означает, что значительные государственные активы были заморожены по всему миру, и некоторые юрисдикции могут быть готовы пробить корпоративную завесу, когда речь идет о полностью государственных компаниях.
Защита активов в рамках внутренних средств правовой защиты
Иностранные инвесторы, чье государство происхождения не имеет действующего МИС с Россией и чья корпоративная структура не позволяет им полагаться на другие МИС с Россией, могут иметь доступ к внутренним средствам правовой защиты. Как уже упоминалось, Соединенные Штаты не имеют действующего МИС с Россией. В случае экспроприации или других мер со стороны России возможным средством правовой защиты для американских инвесторов будет подача иска об экспроприации либо в суд США, либо, в конечном счете, в более широком контексте урегулирования, в программу претензий, управляемую Комиссией по урегулированию иностранных претензий (“FCSC”). FCSC предоставляет гражданам США (в том числе американским корпорациям) форум для разрешения претензий к иностранным правительствам, как только он получает полномочия рассматривать категории претензий к конкретному государству.
Наиболее вероятным предоставлением полномочий будет (i) законодательство Конгресса, которое уполномочивает FCSC рассматривать категории претензий против России, и (ii) направление госсекретарем в FCSC категорий претензий против России. Если бы FCSC был уполномочен рассматривать иски против России, граждане США могли бы иметь право подавать иски. Министерство финансов выделяет средства заявителям, которые получают выгодные награды от FCSC. Средства для выплаты компенсаций могут поступать из соглашений об урегулировании претензий между Соединенными Штатами и соответствующим государством (в данном случае Россией). Часто зарубежные страны заключают такие соглашения в рамках более широкой нормализации отношений. В качестве альтернативы выплаты могут финансироваться за счет ассигнований Конгресса или ликвидации иностранных активов, находящихся в США.
Принимая решение по предъявленным искам, FCSC в целом применяет принципы международного права, справедливости и справедливости. Таким образом, FCSC может потребовать представления соответствующих фактов и законов, аналогичных арбитражному суду между инвестором и государством.
При определении стоимости иска в соответствии с международным правом FCSC присуждает справедливую рыночную стоимость имущества на момент экспроприации иностранным правительством, за исключением того, что стоимость иска не должна отражать какого—либо уменьшения стоимости, связанного с действиями, которые осуществляются, или угрозами экспроприации.действия, которые предпринимаются иностранным правительством в отношении имущества до экспроприации. Справедливая рыночная стоимость определяется в соответствии с методом, наиболее подходящим для приобретаемого имущества и справедливым для истца, включая: (i) рыночную стоимость размещенных долевых ценных бумаг, (ii) восстановительную стоимость, (iii) стоимость продолжения деятельности (которая включает учет прибыльности предприятия) и (iv) балансовая стоимость.
Инвесторы из других стран должны рассмотреть вопрос о том, есть ли в их стране аналогичные механизмы разрешения иностранных претензий.