Положения Статьи 5 закрепляют право каждого человека на личную свободу и неприкосновенность. Одновременно устанавливаются основания и условия правомерного лишения свободы.
Ключевые сферы применения нормы – задержание и помещение под стражу в рамках уголовных дел и в административном порядке, включая процедуры, установленные миграционным правом.
Структура и содержание Статьи 5
Статья состоит из 5 частей (пунктов):
-
Часть 1, гарантируя право на свободу и неприкосновенность, запрещает лишать свободы, если для этого нет законных оснований и (или) не соблюдается законный порядок. Исчерпывающий перечень оснований приводится здесь же – в п.п. a-f части 1. Порядок должен соответствовать частям 2-4 Статьи 5 и требованиям национального законодательства.
-
Часть 2 обязывает незамедлительно информировать человека о причинах лишения его свободы и выдвинутом при этом обвинении.
-
Часть 3 обязывает незамедлительно обеспечить судебное разбирательство и принятие судом в разумный срок решения в случае лишения свободы человека, подозреваемого в правонарушении, в намерении его совершить или скрыться после его совершения
-
Часть 4 обязывает безотлагательно рассматривать в судебном порядке вопрос о правомерности лишения свободы, а в случае установления неправомерности – об освобождении.
-
Часть 5 закрепляет право на получение компенсации каждым, кто был неправомерно лишен свободы.
Таким образом, Статья 5 гарантирует следующие права человека:
-
Право на свободу и личную неприкосновенность
-
Право незамедлительно и в понятной форме получить сведения о причинах и основаниях лишения свободы
-
Право незамедлительно представить перед судом для проверки обоснованности и законности лишения свободы
-
Право на быстрое (в разумный срок) судебное разбирательство на предмет обоснованности и законности лишения свободы
-
Право на незамедлительное освобождение в случае необоснованного и незаконного лишения свободы
-
Право на получение компенсации в случае незаконного и необоснованного лишения свободы
Четыре ключевых принципа:
-
Запрещается лишать человека свободы и посягать на его личную неприкосновенность.
-
Лишение свободы допустимо только как крайняя мера и только в случаях и порядке, предусмотренных Статьей 5 и национальным законом.
-
Если лишение свободы допустимо, его можно счесть правомерным только при условии соблюдения всех процессуальных требований и условий, установленных Статьей 5 и национальным законом.
-
Если нормы национального законодательства не соответствуют положениям Статьи 5, применяется Конвенция.
Понятие «лишение свободы»
Понятие «лишение свободы» трактуется ЕСПЧ предельно широко. Оно охватывает все возможные меры пресечения и принуждения, используемые государством в отношении личной свободы человека, которые:
-
влекут изоляцию от общества;
-
ограничивают в свободе передвижения, общении и выполнении профессиональных или трудовых функций.
В частности, к лишению свободы относятся:
-
задержание и принудительное доставление (привод) в суд, к должностным лицам и органы власти;
-
задержание за административное правонарушение и административный арест как наказание за совершение административного правонарушения;
-
задержание подозреваемого в совершении преступления;
-
досудебный арест подозреваемого или обвиняемого по уголовным делам;
-
задержание и (или) арест лиц, подлежащих экстрадиции, в рамках международной уголовно-правовой помощи;
-
задержание, помещение под стражу или в специальные условия лиц, нарушивших миграционное законодательство и подлежащих депортации;
-
помещение в специальные условия (среду) для воспитательных целей (контроля и надзора);
-
помещение в специальные условия лиц, ведущих антисоциальный образ жизни, представляющих опасность для себя и (или) общества;
-
применение уголовного наказания, связанного с изоляцией от общества (лишение свободы, арест и пр.)
Перечень не является исчерпывающим. Здесь приведены наиболее часто встречавшиеся в практике ЕСПЧ случаи лишения свободы, которые признавались таковыми. Кроме того, при рассмотрении конкретной жалобы ЕСПЧ не связан понятиями, определениями и трактовками, которые применяются к «лишению свободы» в стране-ответчике, и вправе исходить из своих собственных оценок.
Для оценки того, было или нет лишение свободы, во внимание берутся следующие обстоятельства:
-
в чем именно выражалось лишение свободы;
-
условия (среда) лишения свободы;
-
продолжительность лишения свободы;
-
последствия лишения свободы.
На позицию ЕСПЧ могут влиять и другие фактические и юридические обстоятельства дела.
Правомерное и неправомерное лишение свободы
Для оценки правомерности лишения свободы следует дать ответы на следующие вопросы:
-
Было ли применено основание, указанное в части 1 Статьи 5?
-
Предусмотрено ли примененное основание национальным законом?
-
Соблюдены ли порядок и требования частей 2-4 Статьи 5 Конвенции?
-
Соблюдены порядок и требования, установленные национальным законодательством, применительно к конкретному случаю лишения свободы?
Если хотя бы на один вопрос дается ответ «нет», лишение свободы – неправомерно. Неправомерность действий по лишению свободы оценивается по фактическим обстоятельствам задержания или помещения под стражу, а не по процессуальному оформлению. Формально все может выглядеть законно и обоснованно, но фактически не быть таковым.
Исчерпывающий перечень оснований
Лишение свободы допустимо только в следующих случаях:
-
Суд назначил такую меру наказания. Например, человека осудили и приговорили к лишению свободы. Или, как вариант, за административное правонарушение судом назначен арест.
-
Лишение свободы – ответственность за неисполнение законного судебного решения (например, о явке в суд) или мера обеспечения законного обязательства (например, обязанности являться по вызову следователя).
-
Человек задерживается (арестовывается):
-
-
чтобы он не скрылся от компетентных органов после совершения правонарушения;
-
чтобы он не совершил новое правонарушение;
-
чтобы надлежащий орган имел возможность принять в его отношении решение на предмет подозрения в правонарушении.
-
Для всех случаев обязательное условие правомерности лишения свободы – наличие весомых и подтвержденных оснований полагать, что, во-первых, человек совершил конкретное правонарушение и, во-вторых, могут наступить те последствия, для предотвращения которых он задержан (арестован).
-
Задержание (арест) несовершеннолетнего на основании законного решения о помещении под воспитательный надзор (специальную среду) или для обеспечения доставки в компетентный орган (суд).
-
Помещение под стражу лица, страдающего психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, а равно занимающегося бродяжничеством, в предусмотренных национальным законодательством случаях и порядке.
-
Законное и обоснованное задержание (арест) с целью предотвращения роста инфекционных заболеваний.
-
Лишение свободы для воспрепятствования незаконному въезду в страну или для обеспечения высылки/выдачи.
Применение иных оснований незаконно и недопустимо. И даже если национальный закон предусматривает такие основания, то они неправомерны с позиции Конвенции. Установленный перечень не может толковаться расширительно.
Обязательные процессуальные требования к задержанию или аресту
Чтобы задержание или арест были правомерными, помимо наличия оснований, обязательно должны быть соблюдены:
-
процедуры, установленные национальным законодательством;
-
процессуальные права, установленные частями 2-4 Статьи 5 Конвенции.
Статья 5 обязывает:
-
Незамедлительно, в понятной и доступной форме сообщить человеку причину (основание) лишения его свободы и обвинение. Для того чтобы форма была доступной и понятной достаточно, чтобы информация была представлена на понятном для задержанного языке. Соблюдение требования о незамедлительности сообщения оценивается исходя из фактических обстоятельств дела. Важна своевременность предоставления информации, чтобы у человека была возможность воспользоваться своими правами на защиту. Как правило, в национальном законодательстве достаточно четко излагаются порядок и сроки уведомления задержанных лиц. Но для ЕСПЧ важны не установленные сроки и их соблюдение, а то, что было в реальности и как это повлияло на соблюдение прав.
-
Незамедлительно доставлять задержанных подозреваемых в суд для рассмотрения вопроса законности задержания, принятия решения о дальнейшем лишении свободы или освобождении. В данном случае «незамедлительно» – это, опять же, оценочный признак. Как правило, 48 часов, установленные многими странами, в том числе и Россией, считаются приемлемыми.
-
Обеспечивать задержанным (арестованным) возможности и условия для безотлагательного обращения в суд по вопросу правомерности задержания (ареста) и освобождения. «Безотлагательно» – не одно и то же с «незамедлительно». Здесь допустимы большие сроки, чем несколько часов или суток. Но в любом случае это оценочное обстоятельство, соблюдение которого анализируется ЕСПЧ в индивидуальном порядке.
Типичные нарушения Статьи 5
Основные нарушения Статьи 5 Конвенции можно разделить на несколько групп:
-
Безосновательные задержания (аресты), недоказанность наличия оснований или необоснованное их применение, в том числе для случаев продления срока нахождения под стражей.
-
Процессуальные нарушения – нарушение процедуры задержания (ареста) и сроков.
-
Отсутствие, лишение, непредоставление возможности оспорить решение о лишении свободы в суде, в том числе в вышестоящем суде.
-
Необоснованные задержки (нарушение принципа «разумности срока») при рассмотрении жалоб на неправомерность задержания (ареста) или продления срока.
-
Лишение возможности или создание препятствий для участия задержанного (арестованного), а равно его адвоката в судебном рассмотрении вопроса правомерности задержания (ареста) или продления сроков.
-
Нарушения при применении миграционного законодательства и соответствующих процедур.