+7 495 123 3447 | echr@cpk42.com
Мы в соц. сетях:

Право на войну с точки зрения современного международного права

Право на войну – это исторически сложившееся право государства на ведение военных действий, являющееся одним из признаков суверенитета.

Данное право не существует в абсолютном виде – международное право и Устав ООН (ссылка) прямо запрещают применение военной силы, однако есть несколько исключений.

Статья 2 Устава ООН

  1. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций.

Устав ООН: запреты и исключения

  • Статья 2 Устава запрещает угрозу или применение именно военной силы. Различные угрозы экономического характера прямо не запрещены.
  • Угроза или применение – когда угроза применения силы может быть законной? Международный Суд ООН разъяснил, что угроза признается незаконной в случае, если конечное применение силы будет незаконным. Например, угроза самообороны не будет считаться незаконной.
  • Устав ООН не запрещает гражданские войны и восстания. Он распространяется на международные вооруженные конфликты.
  • Запрет угрозы силы или ее применения является также и обычаем международного права.
  • Данный запрет является императивной нормой международного права (jus cogens). Как бы то ни было, существуют 2 исключения – право на самооборону и уполномочивание Советом Безопасности ООН.

Право на самооборону

Статья 51 Устава ООН

Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые Членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении предпринятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

 Таким образом, право на самооборону подразумевает использование военной силы в ответ на незаконную вооруженную атаку. Самооборона может также включать продолжение военных действий на территории атакующего/иного государства.

Необходимые условия:

  • Наличие вооруженного нападения на государство – преждевременная атака на угрожающее государство не будет являться самообороной;
  • Публичное объявление того, что на государство напали (обычай международного права);
  • Уведомление Совета Безопасности ООН;
  • Запрос о помощи (коллективная самооборона) – другие государства не могут вмешаться, пока атакуемое государство публично не попросило о помощи;
  • Неизбежность – у атакуемого государства нет других вариантов, кроме как прибегнуть к вооруженным действиям (обычай международного права);
  • Пропорциональность самообороны к первоначальной вооруженной атаке (обычай международного права).

Уполномочивание Советом Безопасности ООН

В соответствии со статьей 39 Устава ООН, «Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности».

Статья 41 Устава ООН предусматривает «мирные меры»: полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Статья 42 Устава ООН гласит: «Если Совет Безопасности сочтет, что меры, предусмотренные в статье 41, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации».

Примеры: применение военной силы для пресечения или отражения агрессии одного государства против другого (Корейская война 1950-1953, агрессия Ирака против Кувейта в 1990 году); резолюции Совета Безопасности ООН, санкционирующие «использование всех необходимых средств» (Сомали, Гаити, Руанда, Албания, Ирак).

Право на ведение военных действий в современном мире: спорные концепции

Гуманитарная интервенция – использование военной силы против государства в целях защиты его населения от грубых нарушений прав человека (например, в случае геноцида или гуманитарной катастрофы). Примеры: Бомбардировки Югославии силами НАТО в 1999 году.

Данная концепция является спорной и поднимает такие вопросы, как преобладание доктрины прав человека над суверенитетом государства, деление стран на «цивилизованные и нецивилизованные», легитимация военных действий и вмешательств.

Обязанность защищать – сравнительно новая концепция, появившаяся на основе гуманитарной интервенции. Однако в отличие от последней, идея «обязанности защищать» была одобрена на Всемирном саммите 2005 года и закреплена в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/60/1 (пункты 138-139). Пример: интервенция в Ливии в 2011 году. В основе обязанности защищать лежат 3 принципа:

  • У каждого государства есть обязанность, вытекающая из его суверенитета, защищать свое население от геноцида, военных преступлений, преступлений против человечности и этнических чисток.
  • Международное сообщество обязано помогать и содействовать государствам в выполнении их обязательства по защите населения.
  • Только в случае, если мирные (дипломатические и гуманитарные) средства окажутся неэффективными, а государство не в состоянии защитить свое население от перечисленных нарушений, возможно принятие коллективных военных действий через Совет Безопасности в соответствии с Уставом ООН.

Таким образом, обязанность защищать рассматривает возможность применения военной силы только в качестве крайней меры для защиты населения от 4 международных преступлений (геноцид, военные преступления, преступления против человечности, этнические чистки) и только с разрешения Совета Безопасности ООН. В этом смысле обязанность защищать можно рассматривать в качестве легального исключения запрета на применение силы, однако пока ни один международный договор прямо не одобрил эту концепцию.

Итоги:

  • Право на войну в чистом виде запрещено обычаями международного права и Уставом ООН;
  • Устав ООН запрещает угрозу или применение военной силы, однако предусматривает 2 исключения: право на самооборону и уполномочивание Советом Безопасности ООН;
  • Существуют 2 концепции – гуманитарная интервенция и обязанность защищать – предполагающие использование военной силы для защиты населения от грубых нарушений прав человека, однако ни одна из них не получила статус обычая международного права.

Право и обычаи войны — Международное гуманитарное право (МГП) 

 

Конвенции:

III Гаагская конвенция об открытии военных действий (действующая) от 18 октября 1907 года

IV Гаагская Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1899 года (в ред. 1907 года)

VI Гаагская конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий (действующая) от 18 октября 1907 года

Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года

Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны

III Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 года

 

Получить консультацию или обратиться за юридической помощью

Оставьте комментарий

Нажмите, чтобы позвонить