Замечание общего порядка No 26 (61), касающееся постоянного характера обязательств по международному пакту о гражданских и политических права

ЗАМЕЧАНИЯ ОБЩЕГО ПОРЯДКА, ПРИНЯТЫЕ КОМИТЕТОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ 4 СТАТЬИ 4 0 МЕЖДУНАРОДНОГО ПАКТА О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ

Замечание общего порядка по вопросам, касающимся постоянного характера обязательств по Международному пакту о гражданских и политических правах

1. Международный пакт о гражданских и политических правах не содержит никаких положений относительно прекращения его действия и не предусматривает денонсирования или выхода сторон. Следовательно, возможность прекращения действия, денонсирования или выхода следует рассматривать в свете применимых норм обычного международного права, которые закреплены в Венской конвенции о праве международных договоров. На этой основе Пакт не подлежит денонсированию и не предполагает возможности выхода, если не оговорено, что стороны намеревались допустить возможность денонсирования или выхода или что такое право предполагается самим характером договора.

2. To обстоятельство, что стороны Пакта не предусмотрели возможности денонсирования и что неупоминание о денонсировании не объясняется одним лишь недосмотром с их стороны, подтверждается тем фактом, что статья 41 (2) Пакта разрешает государствам -участникам отказываться от признания компетенции Комитета рассматривать затрагивающие различные государства сообщения путем направления соответствующего уведомления, тогда как аналогичного положения о денонсировании самого Пакта или выходе из числа его участников не существует. Кроме того, Факультативный протокол к Пакту, который обсуждался и был принят одновременно с ним, разрешает государствам- участникам его денонсировать. Далее, если продолжать сравнения, то Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая была принята за год до Пакта, ясно предусматривает возможность денонсирования. Следовательно, можно сделать вывод о том, что составители Пакта сознательно стремились исключить возможность денонсирования. Этот же вывод касается второго Факультативного протокола, при разработке которого была сознательно исключена клаузула о денонсировании.

3. Кроме того, совершенно очевидно, что Пакт не относится к числу договоров, которые по своему характеру предполагают право денонсирования. Наряду с одновременно подготовленным и принятым Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах Пакт кодифицирует в договорной форме универсальные права человека, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, и эти три договора часто объединяют под общим названием «Международный билль о правах человека». Будучи таким договором, Пакт не носит временного характера, присущего договорам, в которых, как считается, допускается право на денонсирование, несмотря на отсутствие конкретного положения, касающегося этой возможности.

4. Права, закрепленные в Пакте, принадлежат людям, проживающим на территории государства-участника. Комитет по правам человека, как подтверждает его многолетняя практика, неоднократно выражал мнение о том, что с того момента, как население начинает пользоваться защитой прав в соответствии с Пактом, сфера охвата такой защиты распространяется на всю территорию и продолжает действовать в отношении проживающего на территории населения, независимо от смены правительств в государстве- участнике, включая разделение территории на несколько государств, правопреемство государств или любые последующие действия государства-участника, направленные на лишение населения прав, гарантируемых Пактом.

5. Поэтому Комитет твердо придерживается мнения о том, что международное право не разрешает государству, которое ратифицировало Пакт, присоединилось к нему или стало его участником в порядке правопреемства, денонсировать его или выходить из числа его участников.

Оставьте комментарий

Нажмите, чтобы позвонить