Перевод настоящего решения ЕСПЧ от 04 апреля 2020 года является техническим и выполнен в ознакомительных целях.
С решением на языке оригинала можно ознакомиться, скачав файл по ссылке
С приложением I к решению можно ознакомиться здесь
С приложением II к решению можно ознакомиться здесь
Третья Секция
Решение
Жалоба № 41743/17
«Евгений Михайлович Шмелев против России»
SHMELEV AND OTHERS v. RUSSIA
и 16 других применений
(см. прилагаемый список)
Европейский суд по правам человека (третья секция),
заседающий 17 марта 2020 года в качестве палаты, состоящей из:
Paul Lemmens, Председатель,
Georgios A. Serghides,
Helen Keller,
Dmitry Dedov,
María Elósegui,
Gilberto Felici,
Erik Wennerström, судьи
и Milan Blaško, секретарь секции,
Принимая во внимание вышеуказанные заявления, поданные в различные даты, указанные в прилагаемой таблице,
Поразмыслив, постановляет следующее:
Факты
1. Список претендентов приводится в приложении. Все заявители содержались в различных российских следственных изоляторах до или после их осуждения по уголовному делу.
2. Их жалобы на нарушения статей 3 и 13 в связи с плохими условиями содержания были доведены до сведения правительства, которое в 2018 и 2019 годах представило свои замечания. В некоторых случаях правительство не оспаривало заявленные нарушения; в некоторых случаях оно представляло односторонние заявления ( УДС), предлагая признать нарушения и выплатить заявителям денежные суммы. Задержание некоторых заявителей уже закончилось на момент обмена наблюдениями, для других оно продолжалось в то время.
3. 10 января 2020 года правительство представило дополнительную информацию о новом законе, о компенсации и просило рассматривать его в качестве нового средства правовой защиты в отношении жалоб на условия содержания под стражей в соответствии со статьями 3 и 13. Заявителям было предложено представить свои комментарии в ответ.
4. Индивидуальные обстоятельства заявителей и ответы правительства подробно изложены в приложении ниже.
А. Заявители, содержащиеся в следственных изоляторах
5. Семь заявителей в жалобах № 66806/17, 75804/17, 77181/17, 77265/17, 19294/18, 31682/18, 32545/18 содержались в следственных изоляторах (СИЗО) в различных регионах России. Они жаловались на недостаточное личное пространство и другие элементы условий их содержания под стражей, которые, по их мнению, нарушают требования статьи 3 Конвенции. Заявителей в жалобах № 77181/17, 77265/17, 19294/18, 31682/18 и 32545/18 также жаловались в соответствии со статьей 13 Конвенции на отсутствие эффективных внутренних средств правовой защиты в связи с их жалобами на плохие условия содержания под стражей.
6. Для заявителей в жалобах № 66806/17, 19294/18, 31682/18 и 32545/18 содержание под стражей закончилось на момент обмена замечаниями. Правительство либо не оспаривало тот факт, что условия их содержания под стражей были равносильны бесчеловечному и унижающему достоинство обращению, либо, как и в жалобах № 66806/17, утверждало, что имеются доказательства обратного (см. Приложение I ниже).
Читать статью:
У осужденных обратившихся в ЕСПЧ по нарушению условий содержания осталось менее двух месяцев, чтобы получить денежную компенсацию
Скачать примерный образец иска
Очень неприятная новость. Странно, что ЕСПЧ распространил свой вывод даже на жалобы, поданные в ЕСПЧ до вступления в силу Федерального закона 494-ФЗ от 27.12.2019….
Скажите, касается ли данное решение ЕСПЧ об эффективности нового российского средства правовой защиты (ФЗ 494-ФЗ от 27.12.2019) ранее поданных жалоб Заявителей на ненадлежащие условия перевозки заключенных, а также жалоб на содержание в металлической клетке в зале суда во время судебных заседаний? Необходимо ли теперь заявителям по таким ранее поданным жалобам тоже подавать административное исковое заявление в российский суд в порядке КАС РФ ?
Заранее Вам спасибо!
Добрый день, Роман!
Данное решение ЕСПЧ касается условий содержания в СИЗО и колониях. По клеткам и этапированию в нём ничего не указано, но можно предположить, что подобный механизм в дальнейшем будет распространен и на эти положения (поднимался также вопрос о компенсаторном механизме ч. 3 ст. 5 Конвенции — длящееся содержание под стражей до приговора, но пока применение дополнительного внутринационального механизма, заменяющего ЕСПЧ, было отвергнуто Европейским судом, ЕСПЧ продолжит рассмотрение жалоб в этой части).
Не странно, этого следовало ожидать, об этом уже давно писали https://zen.yandex.ru/media/id/5d6e1e1bbf50d500ae1fe264/rossiia-prinimaet-zakony-moldovy-dlia-sokrasceniia-kolichestva-jalob-v-espch-na-usloviia-soderjaniia-pod-strajei-5e12ec16b477bf00ae048b45
Обратная связь: Последствия СРКО КАС | Помощь для желающих обратиться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге
Спасибо Вам за ответ. То есть, по ранее поданным в ЕСПЧ и новым жалобам на плохие условия перевозки заключенных, пока нет необходимости подавать административное исковое заявление в порядке ст.227.1 КАС РФ, я правильно понимаю?
И ещё один вопрос, если можно: а если заявитель ранее (до вступления в силу закона 494-ФЗ) подал в ЕСПЧ жалобу на плохие условия этапирования, в которой помимо непосредственно перевозки (в автозаках и поездах) описаны и плохие условия содержания в транзитных СИЗО по пути следования, то как быть в этом случае? Не получится ли так, что если этот заявитель до 27 июля 2020 года не подаст административный иск в российский суд, то ЕСПЧ признает неприемлемой ту часть его жалобы, которая касается плохих условий содержания в ТРАНЗИТНЫХ СИЗО по пути следования во время этапирования?
Заранее спасибо Вам за ответ?
Роман!
Пока точно сказать нельзя, но судя по тенденции, всё же можно рекомендовать обратиться с административным иском., в том числе и по вопросам перевозки.
Добрый день, Роман!
Пока точно сказать нельзя, но судя по тенденции, всё же можно рекомендовать обратиться с административным иском., в том числе и по вопросам перевозки.
А куда обращаться, если заключенный во время перевозки проехал 5-6 регионов с остановками в них, кто ответчик в таком случае?
Добрый день, Роман!
Рекомендуем Вам изучить Постановление Пленума ВС РФ № 47 от 25 декабря 2018 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания». Исходя из толкования п. 5 указанного Постановления административным ответчиком может являться федеральный орган исполнительной власти (т.е. в Вашем случае ФСИН). Учитывая, что согласно ч. 3 ст. 227.1 КАС РФ требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, такое административное исковое заявление может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом (ч. 3 ст. 24 КАС РФ — подсудность по выбору административного истца).
Большое спасибо Вам за ответ, скажите, а Минфин РФ в таком случае надо привлекать к делу в качестве соответчика или нет?
Роман!
Ответ направлен Вам на почту.