Европейский суд и ст. 284.3 УК РФ. Будут ли привлекать к уголовной ответственности за оказание содействия в исполнении решений ЕСПЧ?

На прошлой неделе Государственная Дума приняла поправки в Уголовный кодекс РФ об уголовной ответственности за содействие в исполнении решений международных организаций, в которых не участвует Российская Федерация.

Уголовный кодекс РФ дополняется новой статьей 284.3. Согласно новой статье УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 300 тыс. до 1 млн. рублей либо лишения свободы на срок от трех до пяти лет.

Содержание ст. 284.3 УК РФ

Оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых Российская Федерация не участвует, или иностранных государственных органов

Оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых Российская Федерация не участвует, или иностранных государственных органов об уголовном преследовании должностных лиц органов публичной власти Российской Федерации в связи с осуществлением ими служебной деятельности, иных лиц в связи с прохождением ими военной службы или пребыванием в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275, 2751, 276 настоящего Кодекса, — наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

Изменения в УК РФ, вступят в силу на этой неделе – через 10 дней после официального опубликования.

Что следует из новой нормы УК РФ, в контексте сегодняшнего дня и действующей системы права:

Закон распространяется только на решения тех органов, в которых Россия не участвует. При этом решения и правовые акты таких структур, как ООН, МВФ, ВОЗ, ВТО, ЮНЕСКО, Интерпол, а также Всемирный банк и ОБСЕ под данную норму не попадают, независимо от их содержания. С данными организациями Россия продолжает активное сотрудничество, и в настоящее время лишь в отношении ОБСЕ имеются риски разрыва отношений. Кризис в отношении с МВФ и ВТО преодолен, законопроекты на выход из МВФ отклонен, как не соответствующий государственным интересам. Россия по прежнему остается стороной Пакта о гражданских и политических правах и признает компетенцию Комитета ООН по правам человека, и ряда других профильных комитетов. Кроме того апреля этого года Россия становится председательствующей в Совете Безопасности ООН. Таким образом, решения указанных международных органов, даже если они будут признаны противоречащими государственным интересам, под действия ст. 284.1 УК РФ не попадают.

Закон имеет двоякое толкование. А именно, свою «узкую» интерпретацию, ограниченную вполне оправданным применением международного иммунитета приоритета и недопустимости уголовного преследования должностных лиц органов публичной власти РФ. Что явилось закономерным итогом после того как Международный уголовный суд (МУС) 17 марта 2023 года выдал ордер на арест президента Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка в РФ Марии Львовой-Беловой.

При применении данной интерпретации закон ограничивает, своё применение защитой должностных лиц и военнослужащих, от международного уголовного преследования, как в прошедшем времени (например, когда Гаагский суд 17 ноября 2022 года признал в Гиркина (Стрелкова), Дубинского и Харченко виновными в уничтожении малайзийского боинга MH17 и убийстве 298 его пассажиров и приговорил к пожизненному заключению), так и для ситуаций которые могут возникнуть в дальнейшем в ходе проведения СВО. В пользу именно этой интерпретации Закона, говорят принятые также в этот день поправки внесены в Федеральный закон № 390-ФЗ «О безопасности», теперь, в соответствии с данным законом Президент РФ наделяется дополнительными полномочиями по принятию мер по защите государства и граждан РФ в случае принятия иностранными, международными и межгосударственными органами и организациями решений или осуществления ими действий, противоречащих интересам России или основам публичного правопорядка РФ.

Второе, расширенное толкование закона. Исходя из особенностей составления текста ст. 284.3 УК РФ статью можно разделить на два смысла: Первый «Оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых Российская Федерация не участвует» точка. Второй Оказание содействия в исполнении решений иностранных государственных органов об уголовном преследовании должностных лиц органов публичной власти Российской Федерации в связи с осуществлением ими служебной деятельности, иных лиц в связи с прохождением ими военной службы или пребыванием в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации. При таком толковании, закон можно применять более широко, а именно распространить его на запрет содействия любых решений международных организаций, в которых Российская Федерация не участвует, более того вне зависимости от содержания этих решений и наличия, либо отсутствия угрозы для национальной безопасности и конституционного строя.

Однако, всё же, второе толкование нужно признать несколько искусственным, поскольку: а) Сомнительным будет являться положение, при котором законодатель разделил международные организации и иностранные государственные органы, подробно указав характер решений лишь в отношении иностранных государственных органов, и не упомянув о характере таких решений в отношении международных организаций; б) Данное толкование закона, фактически, будет направлено на подрыв основ конституционного строя Российской Федерации, поскольку ч. 4 статьи 15 Конституции РФ, установлено, что Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, согласно ст. 79 Конституции РФ Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.

Таким образом, если учитывать, что в свете положений части 2 ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, ст. 284.1 УК РФ не предусматривает возможность уголовной ответственности за содействия в исполнении решений ЕСПЧ.

При этом руководство нашего Центра международного права, считает, что выход России из Совета Европы и принятые 11 июня 2022 года Федеральные законы 180-ФЗ и 183-ФЗ, позволяющие не исполнять решения ЕСПЧ в России, хоть и закрыли страницу отношений России с Европейским Судом по правам человека, но не освободили государство от исполнения гарантированных Конституцией РФ гарантий, которые государство дало своим гражданам, и обязательства по которым до настоящего времени не исполнило.

В свете системного применения 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства и ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, согласно которой Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, Государство продолжает нести обязательства по тем нарушениям Европейской Конвенции, которые были допущены в период её действия (с мая 1998 по сентябрь 2022 года) и по которым ЕСПЧ наделен компетенцией принимать решения. Разрыв отношений с Советом Европы и Европейски судом по правам человека, отказ от исполнения решений ЕСПЧ, способных нанести вред национальной безопасности и противоречащих Конституции РФ, не может ни в коей мере оправдывать правовой произвол и отказ государства от исполнения конституционных гарантий, превентивного и компенсаторного механизма защиты прав и свобод человека в Российской Федерации.

Даже, несмотря на то, что Комитет ООН в настоящее время стал, вполне достойной альтернативой ЕСПЧ, но инстанцией более удобной по срокам и по порядку обращения с жалобами , позволяющей гражданам добиваться защиты от нарушений предусмотренных Пактом, а также применения срочных (обеспечительных) мер , вопрос исполнения решений Европейского суда остается открытым, особенно на фоне того, что ЕСПЧ продолжает принимать и рассматривать в ускоренном порядке жалобы, поступающие из России.

В настоящее время усматриваются возможные контуры двух механизмов исполнения: 1) Российская Федерация предусмотрит альтернативные гарантии защиты прав граждан, позволяющие рассмотреть жалобы обратившихся в ЕСПЧ в национальной юрисдикции, а также альтернативный механизм компенсаций; 2) Кабинет Министров Совета Европы, орган обязанный обеспечивать исполнимость решений ЕСПЧ, активно собирающий в настоящее время все сведения о фактах неисполнения решений Европейского суда в России, примет соответствующие резолюции, позволяющие в дальнейшем обеспечить выплаты компенсации, вероятно за счет арестованных активов РФ за рубежом. Прогнозируется, что второй путь будет очень негативно воспринят в правительстве РФ, вплоть до наложения некоторых санкций на тех россиян, кто решит получить компенсации из арестованных активов. Вместе с тем, для применения первого механизма исполнения, требуется конституционная экспертиза законов о выходе России из юрисдикции ЕСПЧ и отказе выполнять решения ЕСПЧ. Соответствующие разъяснения от Конституционного Суда весьма ожидаемы, и будут очень актуальными.

Наш Центр, сейчас ведет работу по этим вопросам. И если в части отказов прокуратуры в выплате компенсаций по гражданским и уголовным делам, до захода в Конституционный Суд РФ ещё далеко, т.к. требуется прохождение в порядке КАС РФ четырех судебных инстанции, то по вопросу исполнения решений ЕСПЧ по уголовным делам, уже получены с Верховного Суда РФ ряд ответов, открывающих формально дорогу в Конституционный Суд РФ.

Таким образом, полагаем лишь Конституционным Судом РФ могут быть разъяснены те неопределенности, а также проведена проверка на соответствие Конституции РФ, новелл законодательства в части применения норм международного права в России в целом, и исполнения решений ЕСПЧ в частности.

А до тех пор, гражданам России можно рекомендовать из числа международных инстанций пользоваться Комитетом ООН, если нарушение произошло в России, но для ситуаций когда нарушение допущено в стране – члене Совета Европы не забывать и про ЕСПЧ.

Если Вам необходима помощь по защите Ваших нарушенных прав, обращайтесь по контактам ниже:

 

Пишите Звоните Пишите на сайте
echr@cpk42.com +7 495 123 3447 Форма

 

Следите за новостями нашего Центра в социальных сетях:

Европейский суд и ст. 284.3 УК РФ. Будут ли привлекать к уголовной ответственности за оказание содействия в исполнении решений ЕСПЧ?

Европейский суд и ст. 284.3 УК РФ. Будут ли привлекать к уголовной ответственности за оказание содействия в исполнении решений ЕСПЧ?

Европейский суд и ст. 284.3 УК РФ. Будут ли привлекать к уголовной ответственности за оказание содействия в исполнении решений ЕСПЧ?

Европейский суд и ст. 284.3 УК РФ. Будут ли привлекать к уголовной ответственности за оказание содействия в исполнении решений ЕСПЧ?

Оставьте комментарий

Нажмите, чтобы позвонить