ЕСПЧ – 2022: Инструкция для тех, у кого жалобы находятся на рассмотрении в ЕСПЧ, и для тех, кто только собирался туда обращаться.

11 июня 2022 года В.В. Путиным подписаны законы о неисполнении на территории страны решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), согласно которым решения ЕСПЧ вынесенные после 15 марта 2022 года не подлежат исполнению на территории Российской Федерации.

Указанные действия можно расценивать – как введение чрезвычайного правового положения (ЧПП), когда отменяется или приостанавливается действие базовых конституционных норм, обеспечивающих защиту прав и свобод человека.

С правовой точки, комментировать данные законы смысла нет, то что они прямо противоречат Конституции РФ и действующему Федеральному закону  от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ, мы ранее уже писали , таким образом примем это, как факт и попытаемся дать практические рекомендации, тем кого это ситуация затрагивает.

Итак, на что следует обратить внимание. Из УПК РФ и ГПК РФ убираются положения, прямо регулирующие порядок исполнения решений Европейского суда по правам человека, выплаты по вынесенным решениям будут осуществляться до 01 января 2023 года.

Таким образом порядка 18 000 российских граждан, чьи жалобы находятся на рассмотрения Европейского суда лишаются по смыслу нового закона, права на компенсацию и пересмотр вынесенных с нарушением Европейской Конвенции судебных решений и приговоров.

В отношении, тех кто только собирался подать жалобу в ЕСПЧ, если исходить из смысла нового закона, обращение с жалобой в ЕСПЧ становиться бессмысленной.

  • Как обстоит ситуация с практической точки зрения, для тех чьи жалобы находятся на рассмотрении в ЕСПЧ или по которым Правительство РФ отказалось выполнять решения Европейского суда?

Прежде всего под угрозой неисполнения только решения, вынесенные в отношении России, по тем жалобам россиян и иностранных граждан, которые жаловались на нарушение Европейской Конвенции со стороны других стран, членов Совета Европы, ничего не меняется, эти жалобы будут рассмотрены и исполнены прежним порядком.

При получении решения ЕСПЧ в отношении России и отказе его выполнять, данный отказ, вероятно, следует обжаловать в Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку такой отказ от исполнения будет противоречить:  ч. 2 ст. 55 Конституции РФ (В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина),  ч. 3 ст. 46 Конституции РФ (Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты), ч. 4 ст. 15 Конституции РФ (Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора).

Нашим клиентам, чьи жалобы находятся на рассмотрении ЕСПЧ, а также тем, у кого возникнет такая ситуация с неисполнением решений ЕСПЧ, наш Центр готов помочь pro bono в формировании жалобы в Конституционный Суд РФ и представлении интересов в Конституционном Суде РФ. Есть основания полагать, что к тому времени, данный новый закон – совершенно не вписывающейся в правовую систему Российской Федерации и противоречащий базовым конституционным принципам правового государства будет отменен, либо существенно видоизменен, либо для заполнения возникшего правового вакуума будет введен некий квази-суд по правам человека, либо внутрироссийский, либо на базе СНГ или БРИКС.

 

В любом случае режим ЧПП (чрезвычайного правового положения), мера не постоянная, и возврат к правому государству неминуем.  Для современной мировой истории, такие примеры не в новинку. Например Греция, в которой  21 апреля 1967 года был совершен военный переворот, в результате которого установился режим «черных полковников», продержавшийся до 23 июля 1974 года. Тогда, в 1969 году Греция покинула Совет Европы и Европейская Конвенция там не действовала, а затем в 1974, после политических реформ, вернулась в организацию, членом которой является до сих пор.

 

Исходя из вышеизложенного, заявителям, жалобы которых находятся на рассмотрении в ЕСПЧ, можно посоветовать запастись терпением и ждать, а также использовать по максимуму внутринациональные средства правовой, существующие – КС РФ и новые, создание которых только ожидается.

 

Что касается конституционного права на обращения к международным средствам правовой защиты – то не стоит забывать, про возможности обращения в Комитеты ООН, которые уполномочены рассматривать жалобы в отношении России, и в отношении юрисдикции которого со стороны Российской Федерации, пока нареканий не возникало. Это Пакт был подписан ещё СССР 18 марта 1968 года ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года. Международный пакт о гражданских и политических правах вступил в СССР в силу 23 марта 1976 года.

Российская Федерация признает компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения лиц, находящихся под ее юрисдикцией, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения положений Пакта. Пакт о гражданских и политических правах практически полностью идентичен Европейской Конвенции.

 

В 2021 году Комитет ООН внес существенные изменения в порядок, своей работы значительно упростив и структурировав процедуру обращения, обогнав значительно в этой части ЕСПЧ, После изменения формуляры жалобы в апреле 2021 года Комитет ООН перешёл на полностью электронную форму обращения — бумажные версии жалоб орган готов рассматривать в самых исключительных случаях. Введены в действие возможность применения неотложных мер. В Комитете ООН отсутствует, как таковой фильтр, что повышает шансы жалобы на итоговое рассмотрение (как известно в ЕСПЧ отклонялось до 90% жалоб, в Комитет это процент гораздо ниже).

 

Вместе с тем, к формированию жалобы в Комитет ООН следует относиться не менее серьезно, чем к жалобе в Европейский суд (как это сделать подробно написано https://european-court-help.ru/komitet-oon/ ). Жалобу предпочтительнее подавать на юридическом английском, поскольку хотя русский язык и признан в числе одного из языков на котором Комитет готов принимать жалобы, но в отличие от ЕСПЧ отдельная русскоязычная секция в Комитете отсутствует, и если вы хотите, чтобы ваша жалоба была рассмотрена быстро и без искажений составлять жалобу лучше сразу на английском или доверить её составление юристам- международниками, либо составленную на русском жалобу отдать переводчикам специализирующимся на юридических документах, или тем же юристам международникам, с хорошим знанием английского.

 

Таким образом практический совет всем, кто подал уже жалобу в ЕСПЧ или только собирается обращаться – составить и отправить жалобу в Комитет ООН.

 

Теперь рекомендации для тех, кто всё же готовился обращаться в ЕСПЧ и сейчас не знает, что делать:

 

  1. В ближайшие дни следует ожидать пресс-релиза ЕСПЧ (мы его обязательно разместим на нашем сайте – следите за разделом «Новости» https://european-court-help.ru/news/ ). Со стороны ЕСПЧ, пока нет никаких предпосылок, что жалобы от граждан Российской Федерации не будут приниматься и не будут рассматриваться. Таким образом 99% Европейский суд продолжит принимать жалобы, на нарушения Конвенции, совершенные до 16 сентября 2022 года, т.е. до тех пор, пока не завершиться предусмотренная процедура денонсации Россией Европейской Конвенции  (выход из Конвенции в один день не предусмотрен, и ратифицируя Конвенцию в 1998 году России, также приняла на себя обязательства по её исполнению, и по процедуре выхода). Подавать такие жалобы стоит с дополнительной ссылкой на нарушение ст. 34 Конвенции – нарушению государством обязательства не препятствовать праву на обращение в Европейский суд. Подавать такие жалобы можно будет и в 2023, и в 2024 году, после исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты, признаваемых ЕСПЧ, как эффективные. У ЕСПЧ нет причин не принять эти жалобы, как они будут рассматриваться продолжим в следующем пункте.
  2. Итак, выше мы определились, что жалобы против России ЕСПЧ принимать вероятно будет (поскольку отказ от исполнения решений ЕСПЧ не снимает с государства ответственность по исполнению обязательств исполнения Европейской Конвенции до завершения процедуры денонсации). Рассматривать такие жалобы ЕСПЧ также вероятно будет, но есть и другой вариант – не исключена возможность, что будет введена приостановка рассмотрения на какой-либо срок (вероятно, до нормализации политической ситуации и возврата Российской Федерации к основам правового государства). Полагаем, в любом случае, жалобы на нарушения Конвенции в пределах её срока действия, будут приняты и рассмотрены. Вопрос будет оставаться в их исполнении в Российской Федерации.
  3. Обращения в Комитет ООН. При всех безусловных приоритетах данного международного средства правовой защиты, в сегодняшней ситуации. Для тех, кто одновременно рассматривает возможность обращения в ЕСПЧ, можно рекомендовать такой алгоритм действия: Исходя из того, что ЕСПЧ очень ревностно относиться к использованию заявителем иных международных средств правовой защиты, включая Комитет ООН (предшествующее обращение в иной международный орган ЕСПЧ признается , как одно из оснований признания жалобы неприемлемой) и пока неизвестно, будут ли для заявителей из России сделаны исключения, сперва нужно обращаться в ЕСПЧ, с тем, чтобы в соответствующем разделе формуляра жалобы в Европейский суд, честно поставить отметку – в другие международные инстанции заявитель не обращался. И лишь после этого формировать жалобу в Комитет ООН.

В остальном ожидаем соответствующих пресс-релизов ЕСПЧ, и рассмотрения Конституционным Судом РФ случаев отказа в исполнении решений ЕСПЧ. 

Оставьте комментарий

Нажмите, чтобы позвонить