18 января 2023 года в Государственной Думе РФ состоялось рассмотрение внесенного днем ранее законопроекта, которым предлагается прекратить действие в отношении Российской Федерации, ряда международных конвенций и хартий , а также устава Совета Европы.
В их число вошли:
- Устав Совета Европы от 5 мая 1949 г.;
- Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 г. (Протоколы к нему: от 6 ноября 1952 г.; Второй от 15 декабря 1956 г.; Четвертый от 16 декабря 1961 г.; Пятый от 18 июня 1990 г.; Шестой от 5 марта 1996 г.);
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (Протоколы к ней: № 1 от 20 марта 1952 г.; № 2 от 6 мая 1963 г.; № 3 от 6 мая 1963 г.; № 4 от 16 сентября 1963 г.; № 5 от 20 января 1966 г.; № 7 от 22 ноября 1984 г.; № 8 от 19 марта 1985 г.; № 11 от 11 мая 1994 г.; № 14 от 13 мая 2004 г.; № 15 от 24 июня 2013 г.);
- Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г.;
- Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.;
- Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 г.
В целом, внесение такого закона вполне ожидаемо, после того, как 11 июня 2022 года были приняты Федеральные законы 180-ФЗ и 183-ФЗ, позволяющие не исполнять решения Европейской Конвенции в России, система договоров с Советом Европы не могла долго находиться в подвешенном состоянии. Полагаю, что следующим шагом будет принятие новой Конституции РФ, поскольку внесенный гарантом законопроект, прямо противоречит её базовым положениям, а именно: — в соответствии с ч. 3 ст. 46 Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты; — в соответствии с ч. 4 ст. 15 Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
И тут даже вопрос не в том, что далее Россия не собирается продолжать договорные отношения с враждебным к нам Советом Европы, а в том, что в очередной раз просто государство просто забыло о своих обязательствах именно перед гражданами, которых десятки тысяч – поскольку изначально им был предоставлен такой механизм правовой защиты, как Европейская Конвенция, и даны государственные гарантии именно от лица Российской Федерации. И получается в очередной раз обман: именно – люди потратили, немалые усилия, время, денежные средства – пойдя по пути защиты своих прав, гарантированному Конституцией РФ.
Формальным обоснованием федерального закона, которым предлагается прекратить действие в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы, является недовольство вероломным поведением Совета Европы и снятие финансовых обязательств России перед Советом Европы, из пояснительной записки следует:
«25 февраля 2022 г. Комитет министров Совета Европы принял резолюцию о приостановлении представительства Российской Федерации в уставных органах Совета Европы.
В этих условиях Российская Федерация 15 марта 2022 г. официально уведомила Генерального секретаря Совета Европы о намерении выйти из Совета Европы на основании статьи 7 Устава Совета Европы (регулирует порядок добровольного выхода), а также денонсировать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
Однако 16 марта 2022 г. Комитет министров Совета Европы, грубо нарушив Устав Совета Европы, принял резолюцию о прекращении членства России в Совете Европы с этой же даты.
Российская Федерация исходит из того, что названная Конвенция и другие упомянутые международные договоры Совета Европы прекратили свое действие для России с 16 марта 2022 г.
Сумма российского взноса в бюджеты Совета Европы и его частичных соглашений за 2022 г. должна была составить около 33,7 млн. евро. В связи с прекращением членства России в Совете Европы было решено выплатить взносы только за период пребывания в этой организации — с 1 января по 15 марта 2022 г. Общая сумма составила около 5,7 млн. евро.
В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ ”О международных договорах Российской Федерации” решение о прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы, которые были ратифицированы федеральными законами, подлежит принятию в форме федерального закона».
Представляется, что меняя свои отношения с Советом Европы, власти должны были предложить некие альтернативы, забрать дела из Европейского суда, рассмотреть их внутри страны, выплатить компенсации за допущенные нарушения, но в проекта закона ни слова об этом нет. При этом, согласно ч. 2 ст. 55 В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Еще более интересным представляется содержание списка федеральных законов, подлежащих признанию утративших силу (напомним, что закон касается, прежде всего, денонсации Европейской Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. И Протоколов к ней, а также Европейской социальной хартии, Хартии местного самоуправления и Конвенции о пресечении терроризма), однако согласно предоставленному в ГД РФ пакету документов, изменению подлежат всего два закона. Принятие федерального закона «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы” потребует внесения изменений в федеральные конституционные законы от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».
Подводя итоги, можно констатировать, что законопроект значительно и очевидным образом противоречит действующей Конституции РФ.
Поэтому полагаю, следующим шагом будет принятие новой Конституции РФ (что по уму следовало бы делать до внесения данного законопроекта и до принятия Федеральных законов 180-ФЗ и 183-ФЗ), но учитывая срочность и особенности сегодняшней ситуации, можно быть уверенным, что в самое ближайшее время (дни, часы) будут приняты положения ограничивающие действие Конституции РФ, что-то вроде военного положения или режима контр-террористической, это позволит как-то сгладить правовую пропасть между Конституцией РФ и новыми законами.
Из доступных средств международной защиты, доступных в России не сегодняшний день остаются, только Комитеты ООН – обращаться в которые можно и решения которых исполняются. В органы Совета Европы, Европейский суд и Комитет Министров – обращаться можно, и обращения относящиеся к периоду действия Конвенции рассмотрены будут, но в России они исполняться (по крайней мере в настоящее время) не будут.
Если Вам необходима помощь по защите Ваших нарушенных прав, обращайтесь по контактам ниже:
Пишите | Звоните | Пишите на сайте |
---|---|---|
echr@cpk42.com | +7 495 123 3447 | Форма |