ЕСПЧ продолжает работать, законопроект о возможности не исполнять решения Европейского суда в России отложен в долгий ящик.

Пока Европейский суд продолжает рассматривать жалобы российских граждан, в отношении которых были нарушены требования Европейской конвенции (подробнее здесь), в России идет широкая полемика о возможностях отказа властей от исполнения решений ЕСПЧ.

Вместе с тем законопроект «о выходе из ЕСПЧ» оказался очень «сырым». В данной статье мы постарались проанализировать ход рассмотрения законопроекта, а также какие изменения придется внести в законодательство Российской Федерации, чтобы перестать исполнять решения ЕСПЧ.

C 16 мая 2022 года заголовки многих газет и сайтов пестрели новостью о законопроекте, разрешающем не исполнять постановления Европейского Суда по правам человека, вынесенные после 16 марта 2022 года. На данный момент он еще не был одобрен по результатам двух чтений.

Законопроект получил номер № 124020-8, ознакомиться с его содержанием и стадией рассмотрения можно на официальном сайте Государственной Думы.

В самом первоначальном виде он выглядел так:

Проект

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации

Статья 7

1. Постановления Европейского Суда по правам человека, вынесенные после 16 марта 2022 года, не подлежат исполнению в Российской Федерации.

2. В целях исполнения постановлений Европейского Суда по правам человека, вынесенных до 16 марта 2022 года, суды Российской Федерации могут при необходимости применять пункт 6 части 2 статьи 346 и пункт 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), пункт 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), пункт 4 части четвертой статьи 392 и пункт 6 статьи 395 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

В представленной формулировке пункт 1 статьи 7 явно противоречит части 4 статьи 15 (примат международного права над внутренним) и части 3 статьи 46 Конституции (возможность обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека).

17 мая 2022 года состоялось первое чтение законопроекта и до 24 мая 2022 года к нему предоставлялись поправки.

Депутат от фракции КПРФ Анжелика Егоровна Глазкова предлагала исключить статью 7, указывая:

«Предлагаемая норма не соответствует положениям статьи 58 Конвенции о правах человека и основных свобод (далее – Конвенция), подписанной Российской Федерацией 28 февраля 1996 года, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ и вступившей в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 года. В статье 58 Конвенции определено следующее:

«1. Высокая Договаривающаяся Сторона может денонсировать настоящую Конвенцию только по истечении пяти лет с даты, когда она стала Стороной Конвенции, и по истечении шести месяцев после направления уведомления Генеральному секретарю Совета Европы, который информирует об этом другие Высокие Договаривающиеся Стороны.

2. Денонсация не освобождает соответствующую Высокую Договаривающуюся Сторону от ее обязательств по настоящей Конвенции в отношении любого действия, которое могло явиться нарушением таких обязательств и могло быть совершено ею до даты вступления денонсации в силу.».

Стороной Конвенции (и, соответственно, быть обязанной соблюдать её) Российская Федерация перестаёт быть с 16 сентября 2022 года. Такое решение, опубликованное 23 марта 2022 года, принял Европейский Суд по правам человека (далее – Суд, ЕСПЧ) на своём пленарном заседании 22 марта 2022 года. Суд также прямо указал, что ЕСПЧ имеет право рассматривать жалобы на нарушения Россией Конвенции (и, соответственно, ратифицированных ей Протоколов к ней), которые произошли до 16 сентября 2022 года.

Аналогичные решения изложены в резолюции Комитета Министров Совета Европы от 23 марта 2022 года (п. 7). В ней же указано, что Комитет Министров продолжит обеспечивать надзор за исполнением Россией Постановлений ЕСПЧ и реализацией мировых соглашений. Представители России продолжат принимать участие в заседаниях Комитета Министров по этим вопросам с целью предоставления и получения информации по делам, по которым Россия является государством-ответчиком либо заявителем, без права участия в принятии решений Комитетом и голосования».

Данная поправка была отклонена. По результатам второго чтения 24 мая 2022 года пункт 1 статьи 7 был изложен в следующем виде:

1. Постановления Европейского Суда по правам человека, вступившие в силу после 15 марта 2022 года, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Выплата денежной компенсации по постановлениям Европейского Суда по правам человека, вступившим в силу до 15 марта 2022 года включительно, производится исключительно в российских рублях на счета в российских кредитных организациях и не может быть произведена на счета в иностранных кредитных организациях, расположенных в иностранных государствах, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации.

Примечательно, что и до начала спецоперации и заявления России о выходе из Совета Европы выплата компенсаций происходила в рублях – Европейский Суд присуждал компенсацию в евро, которая подлежала конвертации в рубли по курсу на дату расчета. Таким образом, второе предложение пункта 1 статьи 7 абсолютно бессмысленно.

Законопроект был вновь отправлен на доработку для подготовки к третьему чтению. Важно, что при рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных статей. Таким образом, велик шанс того, что данный законопроект отправится в дальний ящик или будет отклонен в третьем чтении, поскольку в существующей редакции он противоречит Конституции РФ и нормам международного права, а привести его в соответствие на данной стадии уже не получится.

Приведем перечень основных положений, которым в настоящее время, в предложенной редакции, законопроект противоречит: действующему Федеральному закону от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», согласно которому:

«Российская Федерация в соответствии со статьей 25 Конвенции признает компетенцию Европейской комиссии по правам человека получать заявления (жалобы) от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Российской Федерацией их прав, изложенных в Конвенции и указанных Протоколах к ней, в случаях, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления в действие этих договорных актов в отношении Российской Федерации.»;

«Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.»

Таким образом перед принятием Законопроекта № 124013-8 требуется признать утратившим силу Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ и денонсировать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Противоречия Законопроекта № 124013-8 отдельным положениям Конституции Российской Федерации:

— ч. 3 ст. 46 Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты;

ч. 2 ст. 55 В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Предлагаемым законопроектом, предлагается ретроактивное лишение права граждан Российской Федерации права на международную защиту. Принятие законопроекта создаст ситуацию, когда более 10 тысяч человек из России, обратившиеся в ЕСПЧ за защитой, которую им гарантировало Государство на основании ч. 4 ст. 15 и ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, при этом потратившие значительные усилия и финансовые средства для правильного формирования жалобы (учитывая довольно жесткий фильтр Европейского суда) лишаются возможности защиты своих прав.

Учитывая, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, а Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (остающаяся до настоящего времени действующей) занимает одно из ключевых мест в системе права Российской Федерации, требуется поэтапный выход из данного документа, не нарушающий базовые положения Конституции РФ и не ущемляющий права и свободы человека и гражданина.

Таким образом в действующей системе права Российской Федерации, видится два пути отказа от исполнения решений Европейского суда по правам человека:

Первый путь, через денонсацию Европейской конвенции. Путь довольно продолжительный, поскольку относительно охватываемого действием Европейской конвенции периода, ЕСПЧ сохраняет компетенцию на рассмотрение жалоб граждан и организаций, подаваемых против Российской Федерации, а Российская Федерация в свете своих действующих правовых норм несет обязанность по исполнению решений ЕСПЧ. Отказ от исполнения решений ЕСПЧ в такой ситуации – будет являться прямым нарушением целого рада положений Конституции РФ, приведет к утрате статуса правового государства, и потребует отмены или изменения Конституции РФ. При этом оставаясь в рамках действия Конституции РФ и действуя, как правовое государство, Российская Федерация будет вынуждена исполнять решения ЕСПЧ ещё долгие годы, что противоречит цели названного законопроекта.

Если законодателям и законоисполнителям, так не терпится избавиться от обязанности исполнения решений ЕСПЧ, не разрушая при этом до фундамента правовую систему Российской Федерации, то есть ещё один вариант, который может предложить наш Центр и который в наибольшей степени защитит интересы заявителей, жалобы которых находятся в ЕСПЧ на рассмотрении. Это вариант, через предоставление гарантий превосходящих, гарантии предоставляемые ЕСПЧ. В целом представляется возможным, если Российская Федерация самостоятельно и в безусловном порядке, удовлетворит все находящиеся на рассмотрении в ЕСПЧ жалобы, выплатив по ним компенсации в размере не меньшем, чем установлено сложившейся практикой ЕСПЧ, указанное позволит считать реализованным конституционные права граждан, в том числе право на обращение в межгосударственные органы по защите прав человека и основных свобод. Данный путь – потребует выделение значительных бюджетных средств, но позволит законным, конституционным образом отказаться от исполнения решений ЕСПЧ в кратчайшие сроки с соблюдением прав пострадавших от нарушений Конвенции.

Если Вам необходима помощь по защите Ваших нарушенных прав, обращайтесь по контактам ниже:

Пишите Звоните Пишите на сайте
echr@cpk42.com +7 495 123 3447 Форма

 

Следите за новостями нашего Центра в социальных сетях:

ЕСПЧ продолжает работать, законопроект о возможности не исполнять решения Европейского суда в России отложен в долгий ящик.

ЕСПЧ продолжает работать, законопроект о возможности не исполнять решения Европейского суда в России отложен в долгий ящик.

ЕСПЧ продолжает работать, законопроект о возможности не исполнять решения Европейского суда в России отложен в долгий ящик.

ЕСПЧ продолжает работать, законопроект о возможности не исполнять решения Европейского суда в России отложен в долгий ящик.

1 Ответ

  1. Эдуард

    Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня в новостях ряда СМИ прозвучало, о том, что Володин спикер нижней палаты РФ, высказался о 100% решении о не исполнении решений ЕСПЧ. Ввиду данного высказывания, депутаты примут решение о денонсации данного закона. Вопрос как будут исполняться решения ЕСПЧ?

Оставьте комментарий

Нажмите, чтобы позвонить